Картели под прицелом

Еще в конце марта Председателем Правительства РФ Виктором Зубковым было принято решение о том, что Федеральная антимонопольная служба нуждается в расширении штатной численности. После этого в течение месяца началась активная реструктуризация ФАС. Эта реструктуризация наделила службы дополнительными полномочиями. Уже в июле на заседании Правительства было предложено и одобрено решение о передаче ФАС полномочий по Федеральному закону «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА». Так что теперь антимонопольная служба исполняет еще одну важную государственную функцию – это контроль прохождения документов по инвестициям в стратегические отрасли РФ. В связи с этим в структуре ФАС также появилось соответствующее Управление по борьбе с картелями. Говоря простым русским языком, картель - это сговор. Антимонопольным законодательством запрещены соглашения и согласованные действия, приводящие к ограничению конкуренции. Именно такими действиями и соглашениями и будет в понимании российского законодательства картель. Можно назвать три основных вида картелей: ценовой сговор (когда компании договариваются об определенном уровне цен и об их фиксации), сговор по территориальному признаку либо по другим признакам по разделу рынка и сговор при проведении торгов, тендеров и аукционов. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность, в соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ: - для должностных лиц – в виде административного штрафа в размере от семнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трех лет - для юридических лиц – в виде административного штрафа в размере от 1 до 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение. Однако, лицо, добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган о фактах соглашений или согласованных действий, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, освобождается от административной ответственности. Это очень актуальный вопрос. Дело в том, что на сегодняшний день практика сотрудничества ФАС России с организациями, участвовавшими в незаконных антиконкуретных соглашениях, но добровольно заявивших об этом, достаточно обширна и плодотворна. ФАС охотно идет таким компаниям на встречу. Это позволяет переформатировать целые рынки - например, рынок взаимодействия банков и страховых компаний, где такие соглашения ранее имели массовый характер, на сегодняшний день начинает работать на совершенно иных условиях. Естественно в этой работе Управление надеется на помощь общественности и самих хозяйствующих субъектов. Лицам, сотрудничающим с антимонопольным органом, не грозят многомиллионные штрафы.