Обзор очередных изменений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

04 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 314-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), устанавливающие особенности заключения и исполнения контракта на выполнение проектных или изыскательских работ и контрактов на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Так, контракт на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства  теперь обязательно должен  предусматривать  условие о поэтапной оплате.

Кроме того, исключительные права на результаты таких работ должны принадлежать РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которого выступает заказчик.

У Правительства РФ  появилось право устанавливать виды и объем работ по строительству, реконструкции  объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц.

Указанные  изменения не применяются к контрактам, заключенным до 04.07.2016, и к закупкам, извещения о которых размещены в единой информационной системе (приглашения принять участие направлены) до этой даты.

С внесением изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  Федеральным законом от  03.07.2016 № 318-ФЗ, которые начали действовать с 15 июля 2016 года,  появилась административная ответственность должностных лиц за нарушение законодательства при планировании закупок.

В частности, ответственность в виде  штрафа установлена:

- за включение в план закупок или план-график объекта закупки, не соответствующего целям закупок или определенным законодательством о контрактной системе требованиям к закупаемым товарам, работам, услугам или нормативным затратам;

- за включение в план-график начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством о контрактной системе;

- за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (кроме описания объекта закупки);

- за нарушение порядка или сроков проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо непроведение такого обсуждения;

- за нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок.

При этом размер штрафов на должностных лиц за указанные нарушения предусмотрен в размере  от 5 тысяч рублей до 50 тысяч рублей.

3 сентября 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832, которым утвержден перечень иностранных пищевых продуктов, закупки которых ограничены. К таким продуктам относятся охлажденная говядина, рыба, молоко, сахар, рис и др.

При закупке продуктов, включенных в указанный перечень, нужно будет отклонять все заявки с предложением иностранного товара, кроме продуктов из государств-членов ЕАЭС. Это необходимо сделать в случае, если:

- подано не менее двух соответствующих требованиям заказчика заявок, в которых предлагаются товары, произведенные в ЕАЭС;

- такие заявки не содержат предложения поставить один и тот же вид продуктов одного производителя.

Участник закупки продуктов из указанного перечня должен указывать в заявке на участие в закупке их производителя и страну происхождения.

Приказом Минэкономразвития от 09.06.2016 № 362, который вступил в силу 18.07.2016,  снижена доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении госзаказов на их поставки для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения.

В частности, доля таких осветительных приборов не должна превышать в 2017 г. 90%, в 2018 г. - 70%, в 2019 г. - 50%, а в 2020 г. - 25% от общего объема данных заказов (в натуральном выражении).

Ранее было предусмотрено, что доля приборов, отличных от светодиодов, в объеме больше 500 единиц в год не должна была превышать 95% от общего объема таких заказов.

Следует также обратить внимание, что с 19  сентября 2016 года,  хотя и незначительно, но уменьшился размер пеней за просрочку исполнения госконтракта в связи с принятием Советом директоров Банка России 16 сентября 2016 года  решения о  снижении  ключевой ставки  с 10,5%  до 10,00% годовых.

Напомним, что размер пеней, которые взыскиваются с заказчика, поставщика, подрядчика или исполнителя, зависит от ставки рефинансирования, приравненной к ключевой.