Ответы на вопросы Второй интернет-конференции

Подведены итоги  Второй  интернет-конференции Северо-Осетинского УФАС России на тему: «Осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На вопросы по данной теме  отвечает начальник отдела контроля закупок – заместитель руководителя управления Альбина Кудзиева.

1.Вопрос: Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок?

Ответ: В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1  статьи 30 Закона о контрактной системе, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, то есть  путем  установления требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом, в соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона о контрактной системе,  при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, закупки у единственного поставщика и естественных монополистов, осуществленные в порядке части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не включаются  в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок.

2.Вопрос: Добрый день! 
В Законе о контрактной системе  прописано, что исполнение контракта включает в себя определенный комплекс мер, который включает:

1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также  отдельных этапов  поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также  отдельных этапов  исполнения контракта.

Там же в Законе о контрактной системе установлено, что в реестр контрактов,  включается  информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта.

В связи с этим вопрос: что делать, если услуга по водоснабжению оплачивается ежемесячно и как прописать в контракте и соответственно в сведениях о контракте количество этих этапов и их стоимость?  Мы же не можем заранее знать,  сколько пациентов поступит в больницу  и сколько воды будет израсходовано. Однако, оплачиваем стоимость поставки воды ежемесячно по факту поставки.

Ответ: В соответствии с п. п. 10, ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов, помимо прочего,  включаются информация об исполнении контракта, в том числе информация об оплате контракта, о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта.

Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утверждены постановлением  Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее – Правила ведения реестра контрактов).

Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, информация, указанная в пункте  10, части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Согласно п. 12 Правил ведения реестра контрактов, в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство соответствующие информацию и документы в течение 3 рабочих дней со дня изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Считаем, что  положения  Закона о контрактной системе,  и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов требования о направлении в реестр контрактов информации о планируемых этапах исполнения и оплаты контракта, внесение изменений в информацию о заключенном контракте после каждого подписания акта приемки оказанных услуг, а также информации после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта не установлено, а  информация (сведения) об исполнении контракта для включения в  реестр контрактов направляется заказчиками после полного исполнения обязательств по  контракту (всех его этапов). Аналогичная позиция изложена в Письме Казначейства России от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5.

Обращаем внимание, что  частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),  если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в виде штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

3. Вопрос: Добрый день! Разъясните пожалуйста, обязано ли бюджетное учреждение устанавливать в контракте на поставку газа, который заключается как с единственным поставщиком, условие о штрафах, неустойках и т.д.?

Ответ: Согласно пункту 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе,  в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Согласно частям 7-9 статьи 34 Закона о контрактной системе, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Вместе с тем, согласно части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта в случае, предусмотренном  пунктом  8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе,  требования частей 4 - 9  статьи 34 Закона о контрактной системе  заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

То есть,  при заключении контракта на оказание услуг по газоснабжению  в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе не устанавливать требования частей 4-9 статьи 34 Закона о контрактной системе, однако, может и установить.

4. Вопрос. Можно ли пролонгировать на 2017 года контракт, заключенный бюджетным учреждением с единственным поставщиком на оказание услуг по теплоснабжению в 2016 году?

Ответ:  Закон о контрактной системе не предусматривает пролонгацию государственных и муниципальных  контрактов, заключенных заказчиками,  в том числе с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона  о контрактной системе.