Оферта – не догма

В связи с проходящей кампанией по заключению договоров на поставку газа на 2016 год и вступлением в силу новых положений Гражданского кодекса Российской Федерации Северо-Осетинское УФАС  России рекомендует обратить внимание на условия договора, предлагаемые ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». 

           Направляя предложение о заключении дополнительного соглашения к договору поставки газа,  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» включает в него условие об обязанности потребителя внести на расчетный счет поставщика обеспечительный платеж в сумме, равной средней стоимости двухмесячной поставки газа (пункты 5.12, 5.14).

В соответствии со ст. 381.1 Гражданского кодекса Российской Федерации денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 1062 настоящего Кодекса, по соглашению сторон, могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж).

Таким образом, возможность обеспечения обеспечительным платежом обязательства предусматривается по соглашению сторон.

Кроме того,  в случае не наступления в предусмотренный договором срок обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон (пункт 2 статьи 381.1 ГК РФ)

Договором может быть предусмотрена обязанность соответствующей стороны дополнительно внести или частично возвратить обеспечительный платеж при наступлении определенных обстоятельств (пункт 3 статьи 381.1 ГК РФ)

На сумму обеспечительного платежа проценты, установленные статьей 317.1 настоящего Кодекса, не начисляются, если иное не предусмотрено договором (пункт 4 статьи 381.1 ГК РФ)

В случае получения оферты и несогласия с ее отдельными положениями хозяйствующий субъект, вправе направить другой стороне протокол разногласий, т.е. ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте (статья 443 ГК).

Поэтому в случае несогласия с названными выше условиями договора необходимо направить ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» протокол разногласий, в котором указать о необходимости исключения невыгодных условий договора.

Согласно части 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (часть 4 статьи 445 ГК РФ).

Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При этом в качестве навязывания могут быть квалифицированы  любые действия, бездействие, а также требования, исключающие возможность заключения потребителем договора (соглашения) иначе как на условиях, предлагаемых поставщиком.

Поскольку предложение о заключении соглашения не исключает возможности направления потребителем протокола разногласий, сам факт направления такого предложения не указывает на наличие в действиях поставщика газа признаков злоупотребления доминирующим положением.

Таким образом, в случае навязывания ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» контрагенту условий договора, невыгодных для него, хозяйствующий субъект вправе обратиться в антимонопольный орган за защитой своих прав и интересов.