НЕудачная «лотерея» ОАО «Севкавказэнерго»

Ранее, в республиканской газете «Северная Осетия» (№39   от  07.03.2015 г.) была опубликована информация о том, что ОАО  «Севкавказэнерго» (Далее – Общество) проводит лотерею. Данная  информация обладала всеми признаками рекламы, поскольку была направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования  - стимулирующей «лотерее», условия  проведения которой были указаны  в рекламе: наличие  призового фонда, тиражной  комиссии, оборудования (компъютерная жеребьевка), розыгрыш призов.  Рекламное объявление было  направлено  на формирование и поддержание интереса к  лотерее и адресовано  неопределенному кругу лиц - читателям газеты «Северная Осетия».

Однако УФАС установил, что форма подачи  информации в   объявлении  умышленно искажала смысл рекламы. А именно, рекламное объявление  содержало  информацию о том, что Общество является  организатором «лотереи», между тем, как  ОАО «Севкавказэнерго» не является  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение лотереи, а также не является оператором лотереи на основании заключенного контракта с организатором лотереи.  Следовательно, ОАО «Севкавказэнерго» ввело потребителей рекламы  в заблуждение  относительно  своих прав  на проведение лотереи.  Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О лотереях» призовой фонд лотереи  формируется за счет выручки от проведения лотереи, используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи. Кроме того, размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее, чем 50 процентов (п.1 части 1 статьи 10 Закона о лотереях). Однако Общество, называя стимулирующее мероприятие «лотереей», призовой фонд формировало  не за счет 50 процентов  выручки, а на основании приказа ОАО «Россети» (ОАО «Севкавказэнерго»),  в  котором  было указано, что «финансово-экономическому департаменту необходимо обеспечить финансирование расходов, запланированных на 1 квартал 2015 г.  в статьях «PR-услуги» и  «культурно - массовые мероприятия).

Таким образом, ОАО «Севкавказэнерго» сформировало  ложное представление у потребителей  о фактическом призовом фонде так называемой  «лотереи», поскольку  размер призового фонда, фактически, не  зависел от выручки  проводимого мероприятия, а был заранее утвержден приказом  Общества. 

Используя  название «лотерея», которое  указывало на привлекательную сторону проводимого мероприятия, ОАО «Севкавказэнерго» сформировало у потребителей рекламы ложное представление о проводимой акции, о её призовом фонде и правомочности  Общества на проведение «лотереи».

Указанное  рекламное объявление  содержало  недостоверную  информацию и ввело в заблуждение  220 тыс. человек, которые стали участниками «лотереи».

Северо – Осетинское УФАС России признало ОАО  «Севкавказэнерго»  нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе по факту опубликования  указанной рекламы в газете «Северная Осетия».

Не согласившись с доводами антимонопольного управления, Общество обжаловало решение в судебном порядке (дело №А61-1285/2015). Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания и Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отклонили доводы ОАО «Севкавказэнерго» и оставили решение Северо – Осетинского УФАС России без изменения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сказал решающее слово  в поддержку антимонопольного управления, признав позицию Северо-Осетинского УФАС России законной.