Поставщикам, подрядчикам и исполнителям на заметку!

В последнее время участились случаи обращения в Северо-Осетинское УФАС  России  поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым государственные и муниципальные  заказчики  не выплачивают денежные средства  по исполненным государственным  и муниципальным контрактам , с просьбой о содействии в указанном вопросе.

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента, но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются предприниматели, и в большинстве своем субъекты малого предпринимательства.

Указанный вопрос представляется особенно актуальным на фоне  нестабильного курса национальной валюты, удорожания расходных материалов, комплектующих и роста  издержек предпринимателей.

В этой связи следует  отметить, что статья 34 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)  предусматривает включение в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом,  способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных  муниципальных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и в частности в  Правилах  определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Так, за  ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

- 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

- 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

- 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

-  0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

При этом, размер штрафа,  устанавливается в контракте в фиксированном виде.

За каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом начисляется пеня, которая  устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Не смотря на такую подробную законодательную регламентацию ответственности заказчиков по государственным и муниципальным контрактам, на практике все еще встречаются случаи, когда такая ответственность заказчиков  в  контракты не включается.

В этой связи  потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям)  в целях исключения вероятности возникновения проблем, связанных  с ненадлежащим исполнением обязательств заказчиками, регулярно информировать о таких нарушениях контролирующие органы еще на стадии приема заявок на участие в закупках, с тем, чтобы на этапе заключения контрактов такие нарушения уже были устранены.

Кроме того, обращаем внимание, что совершение действий (бездействия), которые повлекли неисполнение обязательств по госконтракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, с введением в действие изменений в  Кодекс РФ об административных правонарушениях с 24.07.2015 года,  административно наказуемо.  В таком случае  виновное лицо привлекается к административной ответственности, если в  деянии отсутствует состав преступления.

Для лиц, совершивших такое  правонарушение, предусмотрены следующие санкции:

- для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - административный штраф в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств (но не менее 30 тыс. руб.) либо дисквалификация на срок до двух лет;

- для юридических лиц - административный штраф в размере от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств (но не менее 300 тыс. руб.).

Согласно  ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Таким образом, новые меры административной ответственности будут применяться при неисполнении обязательств, допущенном после   24.07.2015 года.

 

Руководитель Северо-Осетинского УФАС России

Роман Плиев