Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин : о перспективах работы ФАС в 2014 году

Заместитель руководителя  ФАС России Анатолий Голомолзин  побеседовал с корреспондентами  «Российской Газеты» и рассказал о блокировках смс-рекламы, ненужных таксофонах, ценах на бензин и лоукостерах.

ФАС ведет проверку законности блокировки операторами смс-рассылок.  Как сообщил Анатолий Голомолзин, массовые блокировки или фильтры не решат проблему мобильного спама. Все, к чему они могут привести, это подорожание услуг. Как только началась кампания по борьбе с короткими номерами, недобросовестные распространители рекламы сразу перешли на длинные номера. К тому же для кого-то из абонентов информация из смс-рассылок может быть полезна и нельзя лишать человека права ее получать. А тем, кого раздражают подобные  сообщения, нужно предоставить возможность отказаться от подобной услуги. Техническая возможность у операторов для этого сейчас имеется. А именно, в рамках существующих договоров у них есть способы отследить, откуда приходит смс-сообщение, и, по заявлению абонента, заблокировать рассылку на конкретный  номер. Что касается проверки, то в конце 2013 года Федеральная антимонопольная служба  направила письма операторам связи и сейчас дополнительно анализирует ситуацию.

Результатом  проверки могут стать  два варианта. Во-первых, ситуация может быть нормализована усилиями операторов, при необходимости, совместно с ФАС (при этом они по собственной инициативе прекратят массовую блокировку смс-рассылок). Второй вариант заключается в том, что меры для нормализации ситуации придется принимать антимонопольной службе.

Однако важно подчеркнуть, что борьба с недобросовестной смс-рассылкой не должна привести  к ограничению доступа к нужной информации.

Анатолий Голомолзин возглавляет межведомственную рабочую группу при Правительстве РФ, которая в прошлом году пролоббировала отмену госрегулирования тарифов на услуги операторов фиксированной связи. По словам заместителя руководителя ФАС России, в данный момент идет работа по переводу регулирования из режима установления тарифов в режим их мониторинга. К апрелю она должна быть завершена в 50 регионах. Речь идет о том, чтобы создать реальные условия конкурентного воздействия на операторов фиксированной связи. Их услуги стоят дороже, чем услуги сотовых операторов. Таким образом, регулирование защищает операторов фиксированной связи, а не их абонентов и баланс интересов нарушается. По этой причине ФАС настаивает на отказе от регулирования и замене его на механизмы конкурентного давления на цены.

Что касается сферы универсального обслуживания, а именно :  таксофонов и точки коллективного доступа в Интернет, - то в ней по-прежнему остается много вопросов. Здесь требуется  кардинальная реформа.  По всей России  таксофоны устанавливаются в неоправданно большом количестве. На их оборудование из фонда универсального обслуживания тратятся огромные средства. Однако ими почти никто не пользуется. При этом расходы на одну минуту телефонного соединения на два порядка выше, чем у обычных операторов связи. Аналогичная ситуация складывается и с коллективными точками доступа в Интернет. Учитывая данный факт, антимонопольная служба считает, что универсальное обслуживание нужно внедрять там, где в силу каких-то причин связи совершенно отсутствует – к примеру, на определённых  автомобильных трассах, в удаленных населенных пунктах. И при этом нельзя  допускать ограничения ни в технологиях, ни в операторах. Такая схема расходования средств, по мнению антимонопольной службы,  гораздо более эффективна, нежели та, которая существует сейчас. Глава минкомсвязи Николай Никифоров сообщил, что Фонд универсального обслуживания имеет долг - 12 млрд. руб. за установку таксофонов и оборудование точек коллективного доступа в Сеть, которые никому не нужны. Так что тема реформы универсального обслуживания будет одной из ключевых в сфере телекома в  2014  году.

Что касается вопроса  топливного рынка, то по прогнозам ФАС России бензин в 2014 году будет дорожать в пределах инфляции.   Как показывает опыт, цены на топливо в России уже на протяжении 7-8 лет меняются с темпом, близким к инфляции, иногда несколько опережая, или  отставая от нее. Но, безусловно, есть факторы, которые могут стимулировать рост цен. К ним можно отнести повышение акцизов и реализацию налогового маневра, который подразумевает снижение экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

К стабилизирующим цены факторам относятся упорядочение торговли топливом на внутреннем рынке. А. Голомолзин сообщил, что через биржу в год проходит около 12 миллионов тонн нефтепродуктов: бензина, дизеля, керосина, мазута. Торговля все больше осуществляется в том режиме, который соответствует требованиям закона и предписаниям ФАС, - в режиме равномерности и регулярности. Расширяется число участников торгов. Надо отметить, что в  2012 году их было около тысячи. В 2013-м - уже 1300 участников. Кроме того, снижаются размеры разовых сделок. На сегодняшний день они составляют  приблизительно 200 тонн топлива.

Заместитель руководителя ФАС России, также, рассказал о том, что в настоящий  момент  происходит регистрация внебиржевых контрактов. Таких контрактов по нефтепродуктам в 2013 году было зарегистрировано на 64 миллиона тонн, что является  подавляющим большинством всех крупных сделок. Подобная схема позволяет сформировать индекс внебиржевых цен. И надо отметить, что качество российского индекса значительно выше зарубежных аналогов. Сейчас в Евросоюзе и в США расследуют деятельность основных игроков рынка, а также крупнейших отраслевых информационно-аналитических агентств, которые занимаются репортированием цен. Дело в том, что в этих странах  индексы формируются агентствами по итогам обзвонов или совершения торгов в режиме электронного окна. Они не всегда дают объективную информацию о происходящем на рынке, что предоставляет  возможность манипулировать ценами. В России ситуация совершенно иная. ФАС России получает первичную информацию по всем крупным сделкам. Это создает ценовые ориентиры для всех игроков рынка, как в биржевом, так и во внебиржевом сегменте. Более того, нефтяные компании принимают торговые политики, делая публичными схемы своего недискриминационного поведения на рынке. Это также благоприятно сказывается на ситуации, поскольку устраняется субъективный фактор, связанный с созданием неравных условий. Безусловно, причиной роста цен может стать дефицит топлива. Однако сейчас, по словам заместителя руководителя ФАС России, предпосылок для этого нет. ФАС заключила четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, где прописаны все графики работ. Вместе с Ростехнадзором и Росстандартом  антимонопольная служба контролирует этот  процесс. В 2013 году все компании выполнили свои обязательства. Периодически они обращаются с просьбами о корректировке графиков. Но получить разрешение возможно, только если компания обязуется компенсировать недопоставки топлива на внутренний рынок, в случае возникновения сложностей.

Также, сейчас прорабатывается возможность реализации нефтепродуктов по, так называемой,  схеме замещения. ФАС полагает, что, во-первых, Россия могла бы поставлять дизельное топливо туда, где его не хватает, к примеру, в Европу. И замещать его поставками бензина, например, из Кореи или других стран, где есть переизбыток. А во-вторых,  доставлять импортное топливо с российских зарубежных НПЗ в регионы России, тем самым несколько меняя потоки поставок топлива.  Оба варианта такой  схемы обсуждаются с нефтяными компаниями. Нефтепродукты, поставляемые по своп-сделкам, мы предлагаем освободить от импортных и экспортных пошлин, но при этом взыскивать внутренние налоги - для бюджета это равноценно, и никаких потерь не возникает. В Министерстве финансов РФ отметили, что идея нуждается в дополнительной проработке, но отрицательных отзывов не высказали. Если эти нормы закона будут приняты, потребность во внутреннем топливном резерве заметно сократится.

Кроме наболевших вопросов о ценах на нефтепродукты, корреспондентов «Российской Газеты» интересовала проблема цен на авиабилеты.

В 2013 году в России не раз поднималась эта тема. В том числе и с подачи руководителя антимонопольной службы Игоря Артемьева. Сегодня  уровень и динамика цен на авиабилеты в России не отличаются от других стран. А единственными причинами, по которым стоимость оказывается завышенной - отсутствие конкуренции на маршруте или ценовой сговор. Одно из последних дел рассматривалось в Иркутском территориальном управлении ФАС, где был зафиксирован факт согласованных действий между авиакомпаниями.  Но нарушения со стороны авиакомпаний не являются преобладающими в этом сегменте. У антимонопольной службы имеется много  претензий и к аэропортам, где есть проблемы, связанные с выделением слотов (время, данное авиакомпании для выполнения операции прибытия или отправления самолета в определенную дату или период), наземным обслуживанием, работой топливно-заправочных комплексов.

Но постепенно ситуация всё-таки меняется. Это доказывают устойчивые темпы роста объемов авиаперевозок: 14-15 процентов в год в последние четыре года. Такая динамика в основном связана с принятием мер по развитию конкуренции, предложенных ФАС. В 2007 году были сняты ограничения, связанные с квотированием маршрутов. В 2009 году приняты правила недискриминационного доступа, что кардинально изменило ситуацию с доступом перевозчиков к услугам аэропортов. Улучшилась ситуация с топливом, благодаря тому, что нам удалось сформировать конкурентный, развитый рынок авиатоплива. Хотя нельзя не отметить, что жители России пользуются услугами авиакомпаний значительно реже, чем европейцы или американцы. И чтобы это изменить, необходимо развивать региональные и местные авиаперевозки. 

Анатолий Голомолзин сообщил, что  в 2014  году в России должна появиться новая авиакомпания-лоукостер. Для начала поясним, что лоукостер – это авиакомпания, которая предлагает крайне низкую плату за проезд в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг. В Европе бюджетные авиакомпании перевозят до 30 процентов от общего объема авиапассажиров. В России можно рассчитывать не менее чем на 5% на первом этапе. Таким образом, согласно "дорожной карте" уже в 2014 году в России  появиться целых две бюджетных авиакомпании.

 

 

 

По материалам газеты "Российская Газета"