Реальная конкуренция как антикризисная мера

Сегодня собеседник «СО» – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павел Субботин. Целью его приезда в Северную Осетию стало знакомство с ситуацией, складывающейся в республике, что называется, на месте. Выкроив в своем довольно напряженном графике немного времени, он ответил на вопросы газеты. – Павел Тимофеевич, экономический кризис и негативные процессы, которые он породил, заставили активизировать работу федеральной антимонопольной службы, расширили круг стоящих перед ней задач? – Именно так. Ведь не случайно в последнее время и Правительство, и Президент России уделяют много внимания деятельности антимонопольной службы. Достаточно проанализировать и назвать все принятые в течение нынешнего года на самом высоком уровне решения и правовые акты. К примеру, в августе правительство рассматривало на своем заседании вопрос о состоянии конкуренции по ситуации, сложившейся в 2008 году. В августе же правительство приняло решение вернуться к рассмотрению этого вопроса на президиуме и проанализировало очень пристально и тщательно все аспекты, связанные с состоянием конкуренции в России. Понимая, что в период, когда много сложностей на финансовом рынке, на рынке товаров и услуг, очень важно, чтобы компании вели себя добросовестно, в рамках существующего правового поля. Чтобы как можно больше их выходило на рынок, особенно в статусе субъектов малого и среднего бизнеса. Преследуя при этом одну главную цель – чтобы диверсификация производства носила позитивный для всей экономики характер. При этом, как ставится задача, самое пристальное внимание должно быть уделено деятельности тех хозяйствующих субъектов, которые доминируют на рынке, кто имеет рыночную власть и может этой властью злоупотреблять. В задачи ФАС входит не допускать такие факты. Это, как говорится, одна сторона медали. А другая состоит в том, чтобы деятельность компаний была позитивна с точки зрения так называемого вала, производимой ими массы услуг, их цены и качества. Все это в совокупности, именно в совокупности, очень важно, особенно сейчас. – Какие же реальные шаги были предприняты для выполнения этих задач? – Было принято решение разработать программу стимулирования и развития конкуренции. В течение семи месяцев – с сентября 2008 года – над ней велась работа. Не все протекало, кстати, гладко и безконфликтно. В декабре, к примеру, мы почувствовали серьезное сопротивление по поводу некоторых предусмотренных в документе мер со стороны Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты России, некоторых других объединений деловых людей по поводу тех действий, которые планировалось узаконить в правовых актах. – А если конкретно? – Ну вот, к примеру, некоторые нефтяные компании не хотели, чтобы их бизнес в рознице, бизнес заправочных станций, был показан отдельными балансами. Чтобы он имел самостоятельное финансовое оформление. Хотя в программе было записано, что АЗС могут быть в составе юридического лица, но при этом предусматривалась и их финансовая прозрачность. Цель при этом, как понимаете, преследовалась одна: чтобы было видно, за сколько покупают горючее и по какой цене продают. При выполнении этого условия стало бы предельно ясно, какую ценовую политику выстраивает компания. И, главное, почему? Как она это обосновывает? – И каков же результат этого противостояния? – До мая длился спор. Он закончился в результате тем, что 19 мая Председатель Правительства России Владимир Путин подписал этот документ. Хочу отметить особо. Об этом документе мало говорят. Он очень скупо освещается и в средствах массовой информации. А между тем важность намеченных мер для оздоровления сложившейся ситуации, думаю, трудно переоценить. Ими, этими мерами, предусмотрен большой массив законотворчества, которое должно быть реализовано. И уже реализуется. – Что предусматривает пакет этих документов? – Первое постановление, которое уже приняло Правительство РФ – «Недистанционный доступ к инфраструктуре аэропортов». – Какие же проблемы оно помогает решать? – Попросту говоря, после появления этого решения аэропорт не может отказывать в принятии самолета, если у него есть для этого технические возможности. Это значит также, что аэропорт не может отказывать тем, кто предлагает свои услуги по обслуживанию и заправке самолетов. И еще некоторые другие меры. Это документ, появление которого, повторяю, прошло незаметно. О нем не говорят. Но он очень важен, тем не менее, для тех, кто хочет работать в этом бизнесе. Для тех, кто хочет, к примеру, заказывать перевозку через аэропорт. Кто хочет открыть там свое представительство. – Однако узаконенная визой Председателя Правительства России Программа развития конкуренции – это еще даже не полдела. Как сделать так, чтобы она начала реально работать, и не только в центре, но и в регионах? – Теперь необходимо сделать следующий шаг. Очень важно, чтобы в каждой республике, в каждой области, в каждом крае России были разработаны подобные программы по реализации мер, предусмотренных в базовом документе, разработанном ФАС. Потому что каждый субъект Федерации имеет свои особенности. У каждого своя структура рынка. И необходимо, чтобы на основе этих реалий начали создаваться условия для развития конкуренции. Самое же актуальное при этом – устранение административных барьеров. Другими словами, необходимо создать такие условия, чтобы бизнес чувствовал себя максимально комфортно. Но тема конкуренции – это только одна намеченная стратегическая линия. Другая – принятие второго пакета документов – поправок в антимонопольное законодательство. – О каких поправках и в какие законодательные акты в данном случае идет речь? – Это прежде всего Закон «О защите конкуренции». Это Административный и Уголовный кодексы. Последним документом вводятся очень жесткие санкции за неоднократные и грубые нарушения антимонопольного законодательства. – И что же, например, входит в этот «набор»? – Прежде всего, как сейчас звонко называют это явление, – картельный сговор. Сговор по цене и по разделу рынка. Еще один солидный пласт подготовленного пакета документов касается изменений в Административном кодексе, касающихся наших полномочий. А если точнее, то надзору и контролю за исполнением Федерального закона «О госзакупках». Эти поправки серьезным образом оздоровили ситуацию, потому что те «правила игры», которые существовали ранее в этой сфере, были несовершенны. И практика это доказала. Ну, к примеру, что касается конкурсных комиссий. Очень большие штрафы за действия, не имеющие, так скажем, злонамеренного характера. А проистекающие подчас от недостаточной компетенции, неумения прогнозировать последствия своих действий. Сегодня эти штрафы идентифицированы. Они имеют точную классификацию. За злостные ошибки – одно наказание, за случайные – другое. И т.д. – И что же, эти поправки в закон уже действуют? – С 23 августа они начнут реально работать. – А когда начнет действовать откорректированный Уголовный кодекс, и что нового в нем появилось? – Действовать начнет через три месяца. О нововведениях. Сейчас введено новое понятие – «дисквалификация» – и не только госчиновников, что раньше уже предусматривалось, но и менеджеров, за злоупотребления своей властью, за нарушения Закона «О защите конкуренции». А понятие это значит одно – освобождение от работы на срок до трех лет. Кстати, принятие этого положения также вызвало большое противодействие некоторых руководителей компаний. Предусмотрены теперь и штрафы, в том числе и для чиновников, за нарушения антимонопольного законодательства. То есть закон стал еще жестче, более адаптированым к реалиям. Все эти шаги, которые мы сделали в течение года, объясняют, почему сегодня с точки зрения руководства страны деятельность Федеральной антимонопольной службы так необходима. Почему ей придается особое значение. К этому можно добавить одно. 31 августа у нас состоится выездное заседание коллегии в г. Казани, где будут проанализированы результаты нашей работы. Потому что еще один важнейший документ, который «родился» весной-летом нынешнего года, – это государственный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Я выступал с ним на трехсторонней комиссии, где были представители бизнеса, профсоюзов и власти в лице вице-премьера правительства Жукова. Он хорошо проиллюстрировал, каково сегодня состояние конкуренции в России. И это состояние не может устроить ни одну из участвовавших в разговоре сторон. Это касается самых разнообразных аспектов жизни страны – от состояния рынка ритуальных услуг до состояния рынка информационного обеспечения. Что только доказывает важность, актуальность и сложность решаемых сегодня Федеральной антимонопольной службой проблем. – Насколько успешно справляется с их решением ваше Северо-Осетинское территориальное управление? – Здесь работают настоящие профессионалы, классные специалисты. И руководство ФАС оценивает их деятельность как очень важную и значимую для Северной Осетии. Особенно в период кризиса. Вопросы задавала Л. АНДРЕЕВА.