ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о необходимости отмены или изменения актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и принятия мер по устранению последствий такого нарушения

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о необходимости отмены или изменения актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и принятия мер по устранению последствий такого нарушения

 

24 сентября 2021г.  Правительством Республики Северная Осетия – Алания издано постановление № 322 «О создании государственного унитарного предприятия «Аланияэнергосбыт» (далее – Постановление №322).

Пунктом 3 указанного постановления установлено, что основным направлением деятельности государственного унитарного предприятия «Аланияэнергосбыт» (далее - ГУП «Аланияэнергосбыт») является определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон об унитарных предприятиях) и части 1 статьи 35.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) не допускается создание, в том числе путем реорганизации, унитарных предприятий или изменение видов их деятельности, за исключением случаев:

1) предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

2) обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений Российской Федерации, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации;

3) осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

4) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

6) осуществления деятельности за пределами территории Российской Федерации;

7) осуществления деятельности в области обращения с радиоактивными отходами, включая захоронение радиоактивных отходов, деятельности по использованию объектов инфраструктуры морского порта, находящихся исключительно в федеральной собственности, присвоения унитарным предприятиям статуса федеральной ядерной организации.

В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции не допускается деятельность унитарных предприятий на товарных рынках Российской Федерации, находящихся в состоянии конкуренции, в случаях, не предусмотренных частью 1 указанной статьи, если выручка унитарного предприятия от такой деятельности превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Ограничения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к унитарным предприятиям в случаях, указанных в пунктах 1, 2 и 7 части 1  статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъекты, осуществляющие деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, относятся к сфере деятельности естественных монополий.

В свою очередь, согласно определениям, приведённым в статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,

- услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;

- оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике - комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению.

Однако, деятельность по определению объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, указанная в качестве основного направления деятельности ГУП «Аланияэнергосбыт», не относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, а также не попадает под иные исключения, установленные закрытым перечнем целей создания унитарного предприятия, в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях и частью 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Следовательно, нарушение органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными организациями, уполномоченными на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, запрета, установленного статьей 35.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для квалификации указанных действий как нарушение пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение запрета, установленного статьёй 35.1 Закона о защите конкуренции, в части создания ГУП «Аланияэнергосбыт» с видами деятельности, не относящимися к сферам деятельности субъектов естественных монополий, а также не подпадающих под иные исключения, содержит признаки нарушения п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, утверждённому постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.01.2022 № 11 (далее – Положение), Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, республиканскими конституционными законами Республики Северная Осетия-Алания, законами Республики Северная Осетия-Алания, актами Главы Республики Северная Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания, а также настоящим Положением.

Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, органами местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания (далее - органы местного самоуправления), общественными объединениями и иными организациями всех форм собственности.

Министерство, в том числе, осуществляет следующие полномочия:

- разрабатывает и представляет Главе Республики Северная Осетия-Алания и в Правительство Республики Северная Осетия-Алания проекты нормативных правовых актов по вопросам топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также предложения по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики;

- в пределах своей компетенции издает правовые акты;

- выполняет функции эксперта в отношении проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, согласовывает представленные проекты нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания;

- в пределах своей компетенции проводит оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизу нормативных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания;

- представляет Главе Республики Северная Осетия-Алания и в Правительство Республики Северная Осетия-Алания предложения по определению приоритетов в области перспективного развития жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;

- проекты концепций, стратегий и программ развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;

- аналитические материалы, информацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса в виде докладов, отчетов, служебных записок и справок.

Согласно постановлению Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.01.2022 № 11, государственное унитарное предприятие «Аланияэнергосбыт» входит в перечень организаций, находящихся в ведении Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания.

Согласно письму Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 14.01.2022 № 02-15-ЭБ/115, направленному в Северо – Осетинское УФАС России, ООО «Аланияэнергосбыт» не зарегистрировано в ЕГРЮЛ и деятельность не осуществляет.

Согласно письму Министерства от 17.02.2022 исх.№ 01-07/379, адресованному Северо – Осетинскому УФАС России, ГУП «Аланияэнергосбыт» будет осуществлять следующую деятельность (согласно номерам ОКВЭД):

34.15 – торговля электроэнергией;

43.21 – производство электромонтажных работ;

52.10 – деятельность по складированию и хранению;

52.29 – деятельность вспомогательная (прочая), связанная с перевозками;

61.10 – деятельность в области связи на базе проводных технологий;

68.20 – аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;

71.20.4 – испытания, исследования и анализ целостных механических и электрических систем; энергетическое обследование;

82.99 – деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включённых в другие группировки;

35 – обеспечение электроэнергией, газом и паром: кондиционирование воздуха;

35.1 – производство, передача и распределение электроэнергии.

По сведениям Министерства, проект устава ГУП «Аланияэнергосбыт» отсутствует, поскольку указанное предприятие не зарегистрировано в ЕГРЮЛ, запланировано преобразование предприятия в Акционерное общество со 100 %-м участием Республики Северная Осетия – Алания.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая изложенное, Северо – Осетинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство жилищно – коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания о необходимости принятия мер, направленных на отмену или изменение акта, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также принятия мер по устранению последствий такого нарушения, для чего Министерству жилищно – коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия – Алания в срок до 15 апреля 2022 года необходимо:

  1. Разработать и направить в Правительство Республики Северная Осетия – Алания проект постановления об отмене (признании утратившим силу)постановления Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 24 сентября 2021г. № 322 «О создании государственного унитарного предприятия «Аланияэнергосбыт», либо о преобразовании ГУП «Аланияэнергосбыт» с целью устранения нарушения требований пункта 4 статьи 8 Закона об унитарных предприятиях и части 1 статьи 35.1 Закона о защите конкуренции.
  2. После внесения соответствующих изменений, указанных в пункте 1 настоящего предупреждения, Министерству жилищно – коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия - Алания необходимо сообщить в Северо-Осетинское УФАС России об исполнении  настоящего предупреждения (адрес: 362019, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 8а, тел/факс (8672) 54-52-52, e-mail: to15@fas.gov.ru) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель                                                                                А.Л. Плиев