• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке теплоснабжения за 2017 год

  1. Общие положения

Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению (далее – Анализ) проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, с пунктом 3.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного Приказом ФАС России (далее – План работы).

Целью проведения Анализа являлось установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), осуществляющих деятельность на территории РСО-Алания.

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке теплоснабжения использованы:

-  данные официальной статистической информации РСО-Алания;

- сведения региональной службы по тарифам РСО-Алания;

- информация хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по теплоснабжению на территории РСО-Алания.

 

2. Временной интервал исследования

 

                     Временной интервал исследования рынка 2017 г.

 

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Продуктовые границы товарного рынка определенны в соответствии с Главой III Порядка анализа рынка.

Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя:

-предварительное определение товара;

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010             № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности (а именно, производство, передачу, сбыт тепловой энергии).

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

4. Географические границы товарного рынка

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

Географическими  границами рынка являются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.

Анализ проводился по  муниципальным образованиям РСО-Алания и административному центру РСО-Алания ( г.Владикавказ).

Постановлением АМС г. Владикавказ №1777 от 02.08.2013 г., теплоснабжающей  организации  ОАО «Владикавказские тепловые сети» в границах муниципального образования  г.Владикавказ присвоен статус Единой теплоснабжающей организации.

Кроме Единой теплоснабжающей организации на территории  муниципального образования  г.Владикавказ  деятельность на рынке теплоснабжения осуществляют иные теплоснабжающие организации. Географическими границами деятельности теплоснабжающих организаций являются границы системы теплоснабжения.

 

 

 

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке.   

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке теплоснабжения включаются организации, осуществляющие:

- производство тепловой энергии и (или) продажу конечным потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя - передачу тепловой энергии

 - производство тепловой энергии для дальнейшей перепродажи

Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы:

-население и организации, потребляющее тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения;

-теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

-организации, использующие тепловую энергию для перепродажи;

-организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд.

  Наиболее распространенной схемой предоставления услуг по теплоснабжению является схема предоставления услуг теплоснабжения ОАО «Владикавказские тепловые сети» с использованием собственных сетей. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между генерирующей организацией  и потребителями тепловой энергии. В данной схеме у генерирующей компании в собственности, находятся как магистральные, так и распределительные тепловые сети.

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей

хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Расчет объема рынка теплоснабжения за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей теплоснабжающих организаций и производителей тепловой энергии производился на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (Гкал).

Объем рынка теплоснабжения определялся как сумма объемов продаж (поставок) тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, теплоснабжающими организациями (в том числе единой теплоснабжающей организацией), а также производителями тепловой энергии в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

 

 

Доля хозяйствующего субъекта на рынке теплоснабжения рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. (Таблицы 2)

 

В связи с тем, что передача тепловой энергии является составляющей услуги по теплоснабжению, рассчитывался объём рынка передачи тепловой энергии и долей теплоснабжающих организаций за исследуемый период.

 

Расчет объёма рынка передачи тепловой энергии производился на основании объёма переданной тепловой энергии (Гкал).

 

Объём рынка передачи тепловой энергии рассчитывался как сумма объемов переданной тепловой энергии в разбивке по группам потребителей.

 

Доля теплоснабжающей организации на рынке передачи тепловой энергии рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем тепловой энергии, переданной данной теплоснабжающей организации на рассматриваемый рынок услуг по теплоснабжению, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого рынка услуг по теплоснабжению.

 

Установление размеров долей теплоснабжающих организаций в объёме рынка услуг по теплоснабжению обусловлено необходимостью совершенствования рынка тепловой энергии, в том числе в части определения статуса единой теплоснабжающей организации в отношении компаний, которые обладают значительными генерирующими мощностями и/или теплосетевыми активами, кадровым потенциалом и технической базой для обеспечения надежности и качества теплоснабжения.

 

7. Определение уровня рыночной концентрации, определение барьеров входа на рынок, оценка состояния конкуренции на рынке теплоснабжения.

 

  1. МО - Пригородный район РСО-Алания.

с.Октябрьское:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 98% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 9604 ≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

МУП «Коммунресурсы»

244223

98

100

9604

         

  1. МО – Правобережный район РСО-Алания

г.Беслан:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 89% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 7921 ≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

ООО «Бесланспецсервис»

35385

89

100

7921

 

  1. МО – Моздокский район РСО-Алания

г.Моздок:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 97% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 9409≤ 10000;

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

МУП «Тепловые сети» Моздок

93856,28

97

100

9409

 

  1. МО – Кировский район РСО-Алания

 

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 100% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 10000 ≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

ФГБУ ЦЖКУ МО РФ

7,35

100

100

10000

 

 

 

 

5. МО – Ирафский район РСО-Алания

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 100% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 10000≤ 10000;

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

МУП ЖКХ Ирафский район

1734

100

100

10000

 

6. г.Владикавказ

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 99% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 9801≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

ОАО «Владикавказские тепловые сети» (Единая теплоснабжающая организация)

1162340

99

100

9801

 

 

7. МО – Ардонский район РСО-Алания

 

г.Ардон:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при:    70% ≤ 100% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 10000≤ 10000;

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

ФГБУ ЦЖКУ МО РФ

2054,313

100

100

10000

 

8. МО - Алагирский район РСО-Алания :

- пос.Верхний Фиагдон

- г.Алагир

а) коэффициент рыночной концентрации (CR2) – высокий – при:    70% ≤ 100% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):  2000 ≤ 6682≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

ООО «Фиагдонкоммунресурсы»

6865

21

100

441

ООО «Южный поток»

11125

79

100

6241

 

 При проведении настоящего исследования рынка теплоснабжения устанавливалась принадлежность сетей инженерно-технического обеспечения, используемых для оказания услуг по теплоснабжению, с указанием основания владения, пользования указанными объектами. (Таблица 1)

 

                                      

 

                                         8. Барьеры входа на рынок.

       

         Под определением барьеров входа на товарный     рынок понимается процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, которая включает:

        - выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

        - определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый рынок.

         В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении  под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.

         Учитывая вышеуказанную норму права, основным барьером входа на рынок теплоснабжения для потенциальных продавцов является приобретение имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения потребителям (котельные и (или) тепловые сети) и высокая степень износа имущества, при возрастающем потреблении тепловой энергии. Как правило, такое имущество приобретается на условиях конкурсного отбора.

        Также к барьеру входа на рынок услуг теплоснабжения относится утверждение до начала осуществления деятельности в государственном органе исполнительной власти соответствующего тарифа, поскольку действующее законодательство исключает возможность установления свободной цены на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

         Таким образом, даже при наличии имущества, потенциальный продавец не сможет выйти на рынок теплоснабжения до утверждения ему тарифа на соответствующий вид деятельности.

         Данные барьеры относятся к преодолимым, однако, потребуют значительного вложения ресурсов – материальных, временных и трудовых.

          

            9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

       Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что в РСО-Алания рынок услуг по теплоснабжению является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

       Проведенный анализ показал, что доля ОАО «ВТС» за исследуемый период на рассматриваемом локальном рынке в географических границах территории расположения потребителей, охваченных присоединенными тепловыми сетями и подключенных к котельным ОАО «ВТС» в административных границах г.Владикавказ РСО-Алания составляет более 50 процентов.

 

10. Анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке (Выводы).

 

При подведении итогов обзора состояния конкуренции на рынке теплоснабжения были проанализированы количественный состав теплоснабжающих организаций и единой теплоснабжающей организации (организаций), производителей тепловой энергии, осуществляющих деятельность на территории РСО-Алания, по каждому МО отдельно.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» доминирующим положением  признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, доля которого превышает 50 процентов.

Из проведенного анализа следует, что в рассматриваемый период ОАО «ВТС» занимало доли в размере более 50 процентов в географических границах территории расположения потребителей, охваченных присоединенными тепловыми сетями и подключенных к котельным ОАО «ВТС» в границах г.Владикавказ по следующей товарной позиции:

- «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными» (код ОКВЭД – 40.30.14);

Следовательно, положение Общества на данных товарных рынках имеет признаки доминирующего.

Также направляются сведения о количественном составе теплоснабжающих организаций и единых теплоснабжающих организациях, осуществляющих деятельность на территории РСО-Алания, отдельно по каждому МО. (Таблица 3)