РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21

Номер дела: №04-16/17-06-21
Дата публикации: 14 сентября 2021, 11:31

                                                                  Б. В.В.

                                                                 (Магазин «Т»)

 

                     РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21

 

08 июля 2021 года                                    г. Владикавказ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания

по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

Председатель:                          <…> – руководитель Северо – Осетинского УФАС России;

Члены комиссии:                    <…> –  начальник отдела контроля органов власти, рекламы

                                                        и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы

                                                          и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,

 рассмотрев дело №04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции,  на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие Б. В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),

                          УСТАНОВИЛА:

  При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,

 Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

 Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).

 Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.

 Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.

 Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

 В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции. Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.

 Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной. Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима. Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д. В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.

 Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

  Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В. В. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Б.В.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

                    РЕШИЛА:

 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 2. Признать Б.В.В нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 3. Б.В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В. В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председатель Комиссии

Члены Комиссии

stdClass Object ( [vid] => 8999 [uid] => 5 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8999 [type] => solution [language] => ru [created] => 1631608871 [changed] => 1631608871 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1631608871 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                  Б. В.В.

                                                                 (Магазин «Т»)

 

                     РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21

 

08 июля 2021 года                                    г. Владикавказ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания

по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

Председатель:                          <…> – руководитель Северо – Осетинского УФАС России;

Члены комиссии:                    <…> –  начальник отдела контроля органов власти, рекламы

                                                        и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы

                                                          и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,

 рассмотрев дело №04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции,  на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие Б. В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),

                          УСТАНОВИЛА:

  При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,

 Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

 Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).

 Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.

 Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.

 Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

 В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции. Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.

 Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной. Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима. Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д. В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.

 Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

  Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В. В. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Б.В.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

                    РЕШИЛА:

 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 2. Признать Б.В.В нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 3. Б.В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В. В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председатель Комиссии

Члены Комиссии

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                  Б. В.В.

                                                                 (Магазин «Т»)

 

                     РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21

 

08 июля 2021 года                                    г. Владикавказ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания

по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:

 

Председатель:                          <…> – руководитель Северо – Осетинского УФАС России;

Члены комиссии:                    <…> –  начальник отдела контроля органов власти, рекламы

                                                        и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы

                                                          и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,

 рассмотрев дело №04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции,  на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие Б. В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),

                          УСТАНОВИЛА:

  При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,

 Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

 Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).

 Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.

 Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.

 Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.

 В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.

 В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции. Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.

 Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной. Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима. Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д. В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.

 Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

  Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В. В. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Б.В.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия

                    РЕШИЛА:

 1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 2. Признать Б.В.В нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

 3. Б.В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В. В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.

 Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 Председатель Комиссии

Члены Комиссии

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №04-16/17-06-21 [format] => [safe_value] => №04-16/17-06-21 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШИЛА: Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. [format] => plain_text [safe_value] =>

РЕШИЛА: Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2021-09-14 08:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2021-09-14 08:31:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1631608871 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:3:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;s:25:"overlay_message_dismissed";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Северо-осетинское УФАС России )