Б. В.В.
(Магазин «Т»)
РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21
08 июля 2021 года г. Владикавказ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания
по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель: <…> – руководитель Северо – Осетинского УФАС России;
Члены комиссии: <…> – начальник отдела контроля органов власти, рекламы
и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы
и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,
рассмотрев дело №04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие Б. В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).
Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.
Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.
Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции. Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.
Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной. Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима. Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д. В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.
Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В. В. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Б.В.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
2. Признать Б.В.В нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
3. Б.В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В. В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
stdClass Object
(
[vid] => 8999
[uid] => 5
[title] => РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8999
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1631608871
[changed] => 1631608871
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1631608871
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Б. В.В.
(Магазин «Т»)
РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21
08 июля 2021 года г. Владикавказ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания
по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель: <…> – руководитель Северо – Осетинского УФАС России;
Члены комиссии: <…> – начальник отдела контроля органов власти, рекламы
и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы
и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,
рассмотрев дело №04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие Б. В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).
Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.
Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.
Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции. Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.
Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной. Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима. Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д. В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.
Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В. В. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Б.В.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
2. Признать Б.В.В нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
3. Б.В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В. В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Б. В.В.
(Магазин «Т»)
РЕШЕНИЕ по делу №04-16/17-06-21
08 июля 2021 года г. Владикавказ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная-Осетия Алания
по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе (далее по тексту – Комиссия) в составе:
Председатель: <…> – руководитель Северо – Осетинского УФАС России;
Члены комиссии: <…> – начальник отдела контроля органов власти, рекламы
и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России;
<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рекламы
и финансовых рынков Северо – Осетинского УФАС России,
рассмотрев дело №04-16/17-06-21 в отношении Б.В.В. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения наружной рекламы специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, на рекламных баннерах на фасаде здания магазина, а также на рекламном штендере у входа в магазин следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемой изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Федерального закона 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отсутствие Б. В.В., надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении от 23.06.2021 с номером почтового идентификатора №80091560295476),
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства Российской Федерации о рекламе, 17 июня 2021 года инспекцией Северо-Осетинского УФАС России была осмотрена наружная реклама, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки,
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.
Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель. Изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам: В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе - рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама (пункт 8 статьи 3 Закона о рекламе). Объект рекламирования – табачная продукция, табачные изделия и курительные принадлежности. Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе, в которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 названной статьи).
Подпунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе установлено, что ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Информация, размещенная на рекламных баннерах и на рекламном штендере следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, адресована неопределенному кругу лиц - распространяется на территории города Владикавказ, следовательно, круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации.
Реклама направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к товарам, которые реализуются специализированным магазином табачной продукции.
Согласно пункту 8 статьи 7 Закона о рекламе, не допускается реклама, табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускаются использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Кроме того, частью 7 статьи 5 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Федерального закона от 01.06.2005 №53-ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» (далее - Закон о государственном языке в РФ) государственный язык Российской Федерации (русский язык) подлежит обязательному использованию в рекламе.
В части 2 статьи 3 Закона о государственном языке в РФ указан порядок использования в рекламе текстов на иностранном языке. В силу данной нормы, в рекламе допускается использование иностранных слов и выражений, если одновременно в рекламе присутствует их идентичный перевод на русский язык. При этом перевод должен в полной мере отражать смысловое содержание текста на иностранном языке, а также должен быть выполнен в той же манере, что и текст на иностранном языке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», в целях сокращения спроса на табак, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальяны запрещаются: реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции или никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, стимулирование потребления табака или никотинсодержащей продукции. Информация, размещенная на рекламных баннерах, а также на рекламном штендере на английском языке следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемая изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, без перевода на русский язык, способна ввести в заблуждение потребителей рекламы, не владеющих английским языком, относительно объекта рекламирования и общего содержания рекламной информации.
Таким образом, отсутствие перевода иностранных слов и выражений на русский язык может привести к неполному уяснению смысла выражений, поскольку потребителями рекламной информации выступают все граждане, как обладающие знаниями иностранных языков, так и не обладающие такими знаниями, следовательно, для последних информация будет искаженной. Кроме того, реклама курительных принадлежностей, в том числе – кальянов, в силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и пункта 1 части 1 статьи 16 закона от 23.02.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» недопустима. Реклама табака влияет на стимулирование интереса у детей, подростков и молодёжи, вызывая у них первичное желание попробовать табачную продукцию; провоцирует к курению взрослых; побуждает курильщиков к увеличению потребления табачных изделий и т.д. В силу прямого запрета действующего законодательства подобная реклама недопустима.
Таким образом, наружная реклама, размещенная на фасаде магазина, а также на рекламном штендере нарушающая требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой. В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя. Ответственность за нарушение требований пункта 1 части 5 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламной информации является Б.В. В. В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Действия рекламодателя и рекламораспространителя – Б.В.В., выразившиеся в определении содержания ненадлежащей рекламы, нарушают требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе, и в соответствии с пунктами 42 – 55 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 №1922, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
2. Признать Б.В.В нарушившим требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
3. Б.В.В. выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела №04-16/17-06-21 в отдел контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Северо-Осетинского УФАС России для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении Б.В.В. В полном объеме решение изготовлено 08 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => №04-16/17-06-21
[format] =>
[safe_value] => №04-16/17-06-21
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => РЕШИЛА: Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
[format] => plain_text
[safe_value] =>
РЕШИЛА: Признать ненадлежащей наружную рекламу табака, табачной продукции и курительных принадлежностей специализированного магазина по продаже табака и табачной продукции, следующего содержания: «HOOKAH TOBACCO», сопровождаемую изображением кальяна; «SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки и «ТАБАК SMOKE SHOP» с изображением табачных листьев, зажигалки и сигаретной упаковки, распространяемую по адресу: Республика Северная Осетия – Алания, нарушающей требования пункта 1 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, части 11 статьи 5 и пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2021-09-14 08:31:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2021-09-14 08:31:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1631608871
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:3:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;s:25:"overlay_message_dismissed";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Северо-осетинское УФАС России
)