Акционерное общество «НК «Роснефть»-Артаг»
ООО «Р»
РЕШЕНИЕ по делу №АМЗ
17-11/20 16.11.2020 г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОП «Риал-Барс» (КБР, г.Нальчик, ул.Шортанова, д.20, кв.32) на действия организатора торгов - Акционерного общества «НК «Роснефть»-Артаг» (Республика Северная Осетия – Алания, г.Владикавказ, ул.Пожарского,49 далее- АО «НК «Роснефть»-Артаг») при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств (извещение №РН01011430 размещенное на официальном сайте электронной торговой площадки ЗАО «ТЭК-Торг» секция ПАО «НК «Роснефть» http://rn.tektorg.ru далее – Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО «Р» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - АО «НК «Роснефть»-Артаг» при проведении Запроса предложений.
В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчик в информационной карте Закупочной документации установил особые требования к участнику закупки, а именно:
- Наличие в штате охранников не менее 9 чел., из них
- охранников 6 разряда, не менее 9 чел;
- охранников 5 разряда – нет;
- охранников 4 разряда – нет,
а в качестве подтверждающих документов Заказчик требует предоставить выписку из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке), то есть Заказчик устанавливая сжатые сроки подачи заявки и требуя при этом предоставить документы выдаваемые административными органами в установленные законом сроки, сужает круг участников и ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемого Запроса, и нарушает нормы Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Из объяснений АО «НК «Роснефть»-Артаг» по доводам жалобы ООО ЧОП «Р» следует, что указанное требование было прописано с целью подтверждения участниками закупки наличия в их кадровых составах достаточного количества охранников 6 разряда, способных приступить с 01.01.2020 года к работе в полном соответствии с нормами трудового законодательства, имея все разрешительные документы, в том числе – на право оказания охранных услуг, на обращение со служебным огнестрельным оружием.
Как показывает практика после подведения итогов Закупки и выбора победителя с последующим заключением договора на оказание услуг имеют место нарушения следующего характера при заступлении ЧОО на объект: – отсутствие достаточного количества охранников необходимого разряда, оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ и осуществляется отбор и прием работников уже после заключения договора [начала действия договора]; – отсутствие у части нанятых ЧОО работников к моменту принятия объекта под охрану всех необходимых для несения службы, документов (удостоверение, личная карточка охранника, удостоверение по пожарно-техническому минимуму, свидетельство о прохождении медицинского обследование и др.), которые также оформляются в процессе оказания услуг; – заключение субподрядного договора с третьим ЧОО на временное привлечение к работе лиц, не имеющих отношения к Исполнителю без информирования Заказчика, в нарушение условий договора.
Также Заказчик поясняет, что были случаи, когда охранная организация, не имея на момент начала действия договора, прописанного в его условиях огнестрельного оружия, оказывала услуги по охране объекта с применением травматического оружия, не проинформировав Заказчика, тем самым грубо нарушив условия договора.
Кроме того, ООО «Р», проигнорировав прописанный в пункте 27. Извещения «порядок направления запроса о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке и предоставления разъяснений о проведении закупки», не направил запрос о дачи разъяснений Заказчику.
Однако, принимая во внимание, что в государственных органах процесс обработки заявлений действительно может затянуться по времени, а также санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, было принято решение исключить данное требование из документации, что и было сделано путем размещение ее 2-й редакции на ЭТП «ТЭК-Торг» 10.11.2020 г.
На основании изложенного АО «НК «Роснефть»-Артаг» просит признать жалобу необоснованной. Выслушав доводы организатора торгов, изучив представленные материалы, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к следующим выводам:
28.10.2020 года на электронной торговой площадки ЗАО «ТЭК-Торг» (далее – ЭТП ТЭК-Торг) АО «НК «Роснефть»-Артаг» было опубликовано Извещение №РН01011430 о проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств, а также документация для проведения указанного запроса предложений в электронной форме, утвержденная 28.10.2020 года АО «НК «Роснефть»-Артаг» (далее – Закупочная документация).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 13 декабря 2018 года решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть»-Артаг» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «НК «Роснефть»-Артаг» (с изменениями, утвержденными решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть»-Артаг» от 03.04.2020 №19) (далее – Положение о закупках).
Согласно разделу 1 Положения о закупках, документация о закупке содержит всю необходимую и достаточную информацию для участия в процедуре конкурентной закупки. В подпункте 10.4.1.1 пункта 10.4.1 раздела 10.4 Положения о закупках, устанавливаются требования к Участникам закупки, а в случаях, установленных настоящим Положением, к субподрядчикам (соисполнителям); - к закупаемой продукции и описанию Участником закупки предлагаемой продукции (в том числе функциональных (потребительских свойств), количественных, качественных характеристик); - к составу, содержанию и оформлению заявки на участие в закупки; - к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости). - определяются критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке, значение таких критериев и величины их значимости (если применяется многокритериальный порядок оценки). - устанавливается НМЦ либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком Поставщику в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы продукции и максимальное значение цены договора. - определяются условия договора и связанные с его исполнением обязательства. - формируются и утверждаются извещение об осуществлении закупки, документация о закупке (все конкурентные способы закупки, кроме запроса котировок). - устанавливаемые требования, критерии отбора, оценки и сопоставления заявок должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми, соответствующими необходимым действительным потребностям Заказчика. - Заказчик вправе вносить изменения в критерии отбора, оценки и порядок их применения при внесении изменений в извещение об осуществлении закупки (для запроса котировок), документацию о закупке (все конкурентные способы закупки кроме запроса котировок) в порядке, установленном в настоящем Положении.
Согласно подпункту 10.4.2.2 пункта 10.4.2 раздела 10.4 Положения о закупках Заказчик, Организатор закупки в зависимости от предмета и специфики закупки устанавливает специальные требования, которым должен соответствовать Участник закупки и которые подтверждают возможность своевременно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии: - разрешений (лицензий, свидетельств о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или применимым правом); - опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; - материально-производственных ресурсов; - трудовых ресурсов и уровня их квалификации; - системы менеджмента качества; - системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды; - иных измеряемых требований. Пунктом 10.4.2 раздела 10.4 установлено, что Заказчик вправе установить сроки действия требований к Участнику закупки, в том числе предусмотреть требования, которым Поставщик должен соответствовать в течение срока действия договора. - при установлении требований к Участникам закупки Заказчик должен определить перечень документов, либо установить требования к документам, подтверждающим соответствие Участника закупки предъявляемым к нему требованиям. В соответствии с Положением о закупках, одним из основных принципов закупочной деятельности АО «НК «Роснефть»-Артаг» является в том числе отсутствие необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки – обеспечение недискриминационного доступа поставщиков (исполнителей, подрядчиков) к закупкам товаров, работ, услуг. При этом согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В пункте 3.2.2 блока 2 информационной карты Закупочной документации, содержится помимо прочего требование наличии в штате охранников не менее 9 чел., из них: - охранников 6 разряда = не менее 9 чел; - охранников 5 разряда – нет; - охранников 4 разряда – нет, а в качестве подтверждающего документа нужно предоставить: - сведения о кадровых ресурсах по форме, приведенной в разделе 6 «Образцы форм документов» настоящей Документации о закупке. – выписка из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке).
Вместе с тем Комиссия пришла к выводу о том, что данное требование не дает возможность участникам закупки в кратчайшие сроки предоставить документы Заказчику, которые при запросе в административные органы рассматриваются не менее 30 дней, тем самым указанное условие ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемой закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также пункта 10.4.1 и пункта 10.4.2 Положения о закупках. Вместе с тем, до рассмотрения жалобы по существу Заказчик внес изменения в Закупочную документацию, а именно исключив пункт 3.2.2 блока 2 Информационной карты Закупочной документации требование о наличии в штате охранников не менее 9 чел., из них:- охранников 6 разряда = не менее 9 чел;- охранников 5 разряда – нет; - охранников 4 разряда – нет, в качестве подтверждающих документов- сведения о кадровых ресурсах по форме, приведенной в разделе 6 «Образцы форм документов» настоящей Документации о закупке. Выписка из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке), тем самым устранив нарушения Законодательства о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России: РЕШИЛА: 1.Признать обоснованной жалобу ООО «Р» на действия заказчика – АО «НК «Роснефть»-Артаг», при проведении запроса предложений в электронной форме, на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств (извещение №РН01011430). 2. Признать АО «НК «Роснефть»-Артаг» нарушившим требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 10.4.1 и пункта 10.4.2 Положения о закупках 3.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Заказчиком были устранены выявленные нарушения, предписание об устранении нарушений АО «НК «Роснефть»-Артаг» не выдавать.
Согласно пункту 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение комиссии антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии
stdClass Object
(
[vid] => 8874
[uid] => 5
[title] => Решение по делу АМЗ 17-11/20
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8874
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1606397061
[changed] => 1606397178
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1606397178
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Акционерное общество «НК «Роснефть»-Артаг»
ООО «Р»
РЕШЕНИЕ по делу №АМЗ
17-11/20 16.11.2020 г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОП «Риал-Барс» (КБР, г.Нальчик, ул.Шортанова, д.20, кв.32) на действия организатора торгов - Акционерного общества «НК «Роснефть»-Артаг» (Республика Северная Осетия – Алания, г.Владикавказ, ул.Пожарского,49 далее- АО «НК «Роснефть»-Артаг») при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств (извещение №РН01011430 размещенное на официальном сайте электронной торговой площадки ЗАО «ТЭК-Торг» секция ПАО «НК «Роснефть» http://rn.tektorg.ru далее – Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО «Р» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - АО «НК «Роснефть»-Артаг» при проведении Запроса предложений.
В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчик в информационной карте Закупочной документации установил особые требования к участнику закупки, а именно:
- Наличие в штате охранников не менее 9 чел., из них
- охранников 6 разряда, не менее 9 чел;
- охранников 5 разряда – нет;
- охранников 4 разряда – нет,
а в качестве подтверждающих документов Заказчик требует предоставить выписку из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке), то есть Заказчик устанавливая сжатые сроки подачи заявки и требуя при этом предоставить документы выдаваемые административными органами в установленные законом сроки, сужает круг участников и ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемого Запроса, и нарушает нормы Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Из объяснений АО «НК «Роснефть»-Артаг» по доводам жалобы ООО ЧОП «Р» следует, что указанное требование было прописано с целью подтверждения участниками закупки наличия в их кадровых составах достаточного количества охранников 6 разряда, способных приступить с 01.01.2020 года к работе в полном соответствии с нормами трудового законодательства, имея все разрешительные документы, в том числе – на право оказания охранных услуг, на обращение со служебным огнестрельным оружием.
Как показывает практика после подведения итогов Закупки и выбора победителя с последующим заключением договора на оказание услуг имеют место нарушения следующего характера при заступлении ЧОО на объект: – отсутствие достаточного количества охранников необходимого разряда, оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ и осуществляется отбор и прием работников уже после заключения договора [начала действия договора]; – отсутствие у части нанятых ЧОО работников к моменту принятия объекта под охрану всех необходимых для несения службы, документов (удостоверение, личная карточка охранника, удостоверение по пожарно-техническому минимуму, свидетельство о прохождении медицинского обследование и др.), которые также оформляются в процессе оказания услуг; – заключение субподрядного договора с третьим ЧОО на временное привлечение к работе лиц, не имеющих отношения к Исполнителю без информирования Заказчика, в нарушение условий договора.
Также Заказчик поясняет, что были случаи, когда охранная организация, не имея на момент начала действия договора, прописанного в его условиях огнестрельного оружия, оказывала услуги по охране объекта с применением травматического оружия, не проинформировав Заказчика, тем самым грубо нарушив условия договора.
Кроме того, ООО «Р», проигнорировав прописанный в пункте 27. Извещения «порядок направления запроса о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке и предоставления разъяснений о проведении закупки», не направил запрос о дачи разъяснений Заказчику.
Однако, принимая во внимание, что в государственных органах процесс обработки заявлений действительно может затянуться по времени, а также санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, было принято решение исключить данное требование из документации, что и было сделано путем размещение ее 2-й редакции на ЭТП «ТЭК-Торг» 10.11.2020 г.
На основании изложенного АО «НК «Роснефть»-Артаг» просит признать жалобу необоснованной. Выслушав доводы организатора торгов, изучив представленные материалы, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к следующим выводам:
28.10.2020 года на электронной торговой площадки ЗАО «ТЭК-Торг» (далее – ЭТП ТЭК-Торг) АО «НК «Роснефть»-Артаг» было опубликовано Извещение №РН01011430 о проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств, а также документация для проведения указанного запроса предложений в электронной форме, утвержденная 28.10.2020 года АО «НК «Роснефть»-Артаг» (далее – Закупочная документация).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 13 декабря 2018 года решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть»-Артаг» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «НК «Роснефть»-Артаг» (с изменениями, утвержденными решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть»-Артаг» от 03.04.2020 №19) (далее – Положение о закупках).
Согласно разделу 1 Положения о закупках, документация о закупке содержит всю необходимую и достаточную информацию для участия в процедуре конкурентной закупки. В подпункте 10.4.1.1 пункта 10.4.1 раздела 10.4 Положения о закупках, устанавливаются требования к Участникам закупки, а в случаях, установленных настоящим Положением, к субподрядчикам (соисполнителям); - к закупаемой продукции и описанию Участником закупки предлагаемой продукции (в том числе функциональных (потребительских свойств), количественных, качественных характеристик); - к составу, содержанию и оформлению заявки на участие в закупки; - к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости). - определяются критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке, значение таких критериев и величины их значимости (если применяется многокритериальный порядок оценки). - устанавливается НМЦ либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком Поставщику в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы продукции и максимальное значение цены договора. - определяются условия договора и связанные с его исполнением обязательства. - формируются и утверждаются извещение об осуществлении закупки, документация о закупке (все конкурентные способы закупки, кроме запроса котировок). - устанавливаемые требования, критерии отбора, оценки и сопоставления заявок должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми, соответствующими необходимым действительным потребностям Заказчика. - Заказчик вправе вносить изменения в критерии отбора, оценки и порядок их применения при внесении изменений в извещение об осуществлении закупки (для запроса котировок), документацию о закупке (все конкурентные способы закупки кроме запроса котировок) в порядке, установленном в настоящем Положении.
Согласно подпункту 10.4.2.2 пункта 10.4.2 раздела 10.4 Положения о закупках Заказчик, Организатор закупки в зависимости от предмета и специфики закупки устанавливает специальные требования, которым должен соответствовать Участник закупки и которые подтверждают возможность своевременно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии: - разрешений (лицензий, свидетельств о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или применимым правом); - опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; - материально-производственных ресурсов; - трудовых ресурсов и уровня их квалификации; - системы менеджмента качества; - системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды; - иных измеряемых требований. Пунктом 10.4.2 раздела 10.4 установлено, что Заказчик вправе установить сроки действия требований к Участнику закупки, в том числе предусмотреть требования, которым Поставщик должен соответствовать в течение срока действия договора. - при установлении требований к Участникам закупки Заказчик должен определить перечень документов, либо установить требования к документам, подтверждающим соответствие Участника закупки предъявляемым к нему требованиям. В соответствии с Положением о закупках, одним из основных принципов закупочной деятельности АО «НК «Роснефть»-Артаг» является в том числе отсутствие необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки – обеспечение недискриминационного доступа поставщиков (исполнителей, подрядчиков) к закупкам товаров, работ, услуг. При этом согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В пункте 3.2.2 блока 2 информационной карты Закупочной документации, содержится помимо прочего требование наличии в штате охранников не менее 9 чел., из них: - охранников 6 разряда = не менее 9 чел; - охранников 5 разряда – нет; - охранников 4 разряда – нет, а в качестве подтверждающего документа нужно предоставить: - сведения о кадровых ресурсах по форме, приведенной в разделе 6 «Образцы форм документов» настоящей Документации о закупке. – выписка из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке).
Вместе с тем Комиссия пришла к выводу о том, что данное требование не дает возможность участникам закупки в кратчайшие сроки предоставить документы Заказчику, которые при запросе в административные органы рассматриваются не менее 30 дней, тем самым указанное условие ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемой закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также пункта 10.4.1 и пункта 10.4.2 Положения о закупках. Вместе с тем, до рассмотрения жалобы по существу Заказчик внес изменения в Закупочную документацию, а именно исключив пункт 3.2.2 блока 2 Информационной карты Закупочной документации требование о наличии в штате охранников не менее 9 чел., из них:- охранников 6 разряда = не менее 9 чел;- охранников 5 разряда – нет; - охранников 4 разряда – нет, в качестве подтверждающих документов- сведения о кадровых ресурсах по форме, приведенной в разделе 6 «Образцы форм документов» настоящей Документации о закупке. Выписка из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке), тем самым устранив нарушения Законодательства о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России: РЕШИЛА: 1.Признать обоснованной жалобу ООО «Р» на действия заказчика – АО «НК «Роснефть»-Артаг», при проведении запроса предложений в электронной форме, на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств (извещение №РН01011430). 2. Признать АО «НК «Роснефть»-Артаг» нарушившим требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 10.4.1 и пункта 10.4.2 Положения о закупках 3.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Заказчиком были устранены выявленные нарушения, предписание об устранении нарушений АО «НК «Роснефть»-Артаг» не выдавать.
Согласно пункту 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение комиссии антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Акционерное общество «НК «Роснефть»-Артаг»
ООО «Р»
РЕШЕНИЕ по делу №АМЗ
17-11/20 16.11.2020 г.Владикавказ
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-Ф3 от 26.07.2006 года «О защите конкуренции» рассмотрев в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО ЧОП «Риал-Барс» (КБР, г.Нальчик, ул.Шортанова, д.20, кв.32) на действия организатора торгов - Акционерного общества «НК «Роснефть»-Артаг» (Республика Северная Осетия – Алания, г.Владикавказ, ул.Пожарского,49 далее- АО «НК «Роснефть»-Артаг») при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств (извещение №РН01011430 размещенное на официальном сайте электронной торговой площадки ЗАО «ТЭК-Торг» секция ПАО «НК «Роснефть» http://rn.tektorg.ru далее – Запрос предложений),
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО «Р» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - АО «НК «Роснефть»-Артаг» при проведении Запроса предложений.
В своей жалобе Заявитель указал, что Заказчик в информационной карте Закупочной документации установил особые требования к участнику закупки, а именно:
- Наличие в штате охранников не менее 9 чел., из них
- охранников 6 разряда, не менее 9 чел;
- охранников 5 разряда – нет;
- охранников 4 разряда – нет,
а в качестве подтверждающих документов Заказчик требует предоставить выписку из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке), то есть Заказчик устанавливая сжатые сроки подачи заявки и требуя при этом предоставить документы выдаваемые административными органами в установленные законом сроки, сужает круг участников и ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемого Запроса, и нарушает нормы Федерального закона №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Из объяснений АО «НК «Роснефть»-Артаг» по доводам жалобы ООО ЧОП «Р» следует, что указанное требование было прописано с целью подтверждения участниками закупки наличия в их кадровых составах достаточного количества охранников 6 разряда, способных приступить с 01.01.2020 года к работе в полном соответствии с нормами трудового законодательства, имея все разрешительные документы, в том числе – на право оказания охранных услуг, на обращение со служебным огнестрельным оружием.
Как показывает практика после подведения итогов Закупки и выбора победителя с последующим заключением договора на оказание услуг имеют место нарушения следующего характера при заступлении ЧОО на объект: – отсутствие достаточного количества охранников необходимого разряда, оформленных в соответствии с требованиями законодательства РФ и осуществляется отбор и прием работников уже после заключения договора [начала действия договора]; – отсутствие у части нанятых ЧОО работников к моменту принятия объекта под охрану всех необходимых для несения службы, документов (удостоверение, личная карточка охранника, удостоверение по пожарно-техническому минимуму, свидетельство о прохождении медицинского обследование и др.), которые также оформляются в процессе оказания услуг; – заключение субподрядного договора с третьим ЧОО на временное привлечение к работе лиц, не имеющих отношения к Исполнителю без информирования Заказчика, в нарушение условий договора.
Также Заказчик поясняет, что были случаи, когда охранная организация, не имея на момент начала действия договора, прописанного в его условиях огнестрельного оружия, оказывала услуги по охране объекта с применением травматического оружия, не проинформировав Заказчика, тем самым грубо нарушив условия договора.
Кроме того, ООО «Р», проигнорировав прописанный в пункте 27. Извещения «порядок направления запроса о разъяснении положений извещения и/или документации о закупке и предоставления разъяснений о проведении закупки», не направил запрос о дачи разъяснений Заказчику.
Однако, принимая во внимание, что в государственных органах процесс обработки заявлений действительно может затянуться по времени, а также санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране, было принято решение исключить данное требование из документации, что и было сделано путем размещение ее 2-й редакции на ЭТП «ТЭК-Торг» 10.11.2020 г.
На основании изложенного АО «НК «Роснефть»-Артаг» просит признать жалобу необоснованной. Выслушав доводы организатора торгов, изучив представленные материалы, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к следующим выводам:
28.10.2020 года на электронной торговой площадки ЗАО «ТЭК-Торг» (далее – ЭТП ТЭК-Торг) АО «НК «Роснефть»-Артаг» было опубликовано Извещение №РН01011430 о проведении запроса предложений в электронной форме, на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств, а также документация для проведения указанного запроса предложений в электронной форме, утвержденная 28.10.2020 года АО «НК «Роснефть»-Артаг» (далее – Закупочная документация).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. 13 декабря 2018 года решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть»-Артаг» утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд АО «НК «Роснефть»-Артаг» (с изменениями, утвержденными решением Совета директоров ПАО «НК «Роснефть»-Артаг» от 03.04.2020 №19) (далее – Положение о закупках).
Согласно разделу 1 Положения о закупках, документация о закупке содержит всю необходимую и достаточную информацию для участия в процедуре конкурентной закупки. В подпункте 10.4.1.1 пункта 10.4.1 раздела 10.4 Положения о закупках, устанавливаются требования к Участникам закупки, а в случаях, установленных настоящим Положением, к субподрядчикам (соисполнителям); - к закупаемой продукции и описанию Участником закупки предлагаемой продукции (в том числе функциональных (потребительских свойств), количественных, качественных характеристик); - к составу, содержанию и оформлению заявки на участие в закупки; - к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости). - определяются критерии и порядок оценки заявок на участие в закупке, значение таких критериев и величины их значимости (если применяется многокритериальный порядок оценки). - устанавливается НМЦ либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате Заказчиком Поставщику в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы продукции и максимальное значение цены договора. - определяются условия договора и связанные с его исполнением обязательства. - формируются и утверждаются извещение об осуществлении закупки, документация о закупке (все конкурентные способы закупки, кроме запроса котировок). - устанавливаемые требования, критерии отбора, оценки и сопоставления заявок должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми, соответствующими необходимым действительным потребностям Заказчика. - Заказчик вправе вносить изменения в критерии отбора, оценки и порядок их применения при внесении изменений в извещение об осуществлении закупки (для запроса котировок), документацию о закупке (все конкурентные способы закупки кроме запроса котировок) в порядке, установленном в настоящем Положении.
Согласно подпункту 10.4.2.2 пункта 10.4.2 раздела 10.4 Положения о закупках Заказчик, Организатор закупки в зависимости от предмета и специфики закупки устанавливает специальные требования, которым должен соответствовать Участник закупки и которые подтверждают возможность своевременно поставить товары, выполнить работы, оказать услуги с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии: - разрешений (лицензий, свидетельств о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или применимым правом); - опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; - материально-производственных ресурсов; - трудовых ресурсов и уровня их квалификации; - системы менеджмента качества; - системы управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды; - иных измеряемых требований. Пунктом 10.4.2 раздела 10.4 установлено, что Заказчик вправе установить сроки действия требований к Участнику закупки, в том числе предусмотреть требования, которым Поставщик должен соответствовать в течение срока действия договора. - при установлении требований к Участникам закупки Заказчик должен определить перечень документов, либо установить требования к документам, подтверждающим соответствие Участника закупки предъявляемым к нему требованиям. В соответствии с Положением о закупках, одним из основных принципов закупочной деятельности АО «НК «Роснефть»-Артаг» является в том числе отсутствие необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки – обеспечение недискриминационного доступа поставщиков (исполнителей, подрядчиков) к закупкам товаров, работ, услуг. При этом согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В пункте 3.2.2 блока 2 информационной карты Закупочной документации, содержится помимо прочего требование наличии в штате охранников не менее 9 чел., из них: - охранников 6 разряда = не менее 9 чел; - охранников 5 разряда – нет; - охранников 4 разряда – нет, а в качестве подтверждающего документа нужно предоставить: - сведения о кадровых ресурсах по форме, приведенной в разделе 6 «Образцы форм документов» настоящей Документации о закупке. – выписка из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке).
Вместе с тем Комиссия пришла к выводу о том, что данное требование не дает возможность участникам закупки в кратчайшие сроки предоставить документы Заказчику, которые при запросе в административные органы рассматриваются не менее 30 дней, тем самым указанное условие ограничивает конкуренцию в рамках рассматриваемой закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также пункта 10.4.1 и пункта 10.4.2 Положения о закупках. Вместе с тем, до рассмотрения жалобы по существу Заказчик внес изменения в Закупочную документацию, а именно исключив пункт 3.2.2 блока 2 Информационной карты Закупочной документации требование о наличии в штате охранников не менее 9 чел., из них:- охранников 6 разряда = не менее 9 чел;- охранников 5 разряда – нет; - охранников 4 разряда – нет, в качестве подтверждающих документов- сведения о кадровых ресурсах по форме, приведенной в разделе 6 «Образцы форм документов» настоящей Документации о закупке. Выписка из лицензионно-разрешительного органа МВД России о численности охранников по категориям (срок актуальности не менее 1 месяца до даты представления документации о закупке), тем самым устранив нарушения Законодательства о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России: РЕШИЛА: 1.Признать обоснованной жалобу ООО «Р» на действия заказчика – АО «НК «Роснефть»-Артаг», при проведении запроса предложений в электронной форме, на оказание услуг по физической охране объектов АО «НК «Роснефть»-Артаг» с использованием гражданского, служебного оружия и специальных средств (извещение №РН01011430). 2. Признать АО «НК «Роснефть»-Артаг» нарушившим требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 10.4.1 и пункта 10.4.2 Положения о закупках 3.
В связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Заказчиком были устранены выявленные нарушения, предписание об устранении нарушений АО «НК «Роснефть»-Артаг» не выдавать.
Согласно пункту 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решение комиссии антимонопольного органа, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => АМЗ 17-11/20
[format] =>
[safe_value] => АМЗ 17-11/20
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 09 ноября 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Р» на действия Заказчика - АО «НК «Роснефть»-Артаг» при проведении Запроса предложений.
Заявитель считает, Аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – Закон о закупках).
[format] => plain_text
[safe_value] =>
09 ноября 2020 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Р» на действия Заказчика - АО «НК «Роснефть»-Артаг» при проведении Запроса предложений.
Заявитель считает, Аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – Закон о закупках).
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 43
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 43
[vid] => 6
[name] => Контроль проведения торгов
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2020-11-16 13:14:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2020-11-16 13:14:00
[timezone] => Europe/Moscow
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1606397061
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:3:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;s:25:"overlay_message_dismissed";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Северо-осетинское УФАС России
)