Бабка надвое сказала

В нашем подъезде жила когда— то девушка КаринаИз интеллигентной семьиполучившая три высших образования, и просто очень красиваяНо вот почему— то невзлюбили ее бабушки из дворового "ныхаса". Как водитсяв глаза они Карине улыбались и спрашивали о здоровье родителейа вот за глаза сыпались проклятия и оскорбленияНувы понимаетекакие "снежки"из слов могут лететь в спину девушкене отвечающей требованиям высокой моралиТой мораликоторая зажата в крепком узле косынкиИ не важночто Карина наизусть знала почти всю Цветаеву и в оригинале читала БодлераДля той морали важно было другое — длина юбкикоторую носила Карина.

Короткую юбку Карины и ее красивые ноги я вспомнил неслучайноО них мне напомнилакак это ни странно,владикавказская городская администрациякоторая объявила вендетту непристойной рекламеУже не одну неделю в соцсетях и СМИ республики идет разговор об инициативе главы АМС Сергея Дзантиева покончить с безнравственностью на городских рекламных носителяхПока мои коллеги— журналисты пытаются вникнуть в проблемуа вернее, в топочему вдруг реклама в столице Осетии стала таковойв соцсетях  френдленты пестрят запросамипокажите ЭТО!

Кстатиблагодаря именно "крестовому походу"на рекламумногие горожане узнали и о существовании Совета общественности при АМСкоторыйкак оказалосьсуществует в формате 3- го созываТак что получаетсячто реклама,с которой борется эта структурная надстройка мэриисделала рекламу ей самой.

За последние дни вести с рекламной битвы несколько раз меняли свою тональностьВначале былкак и полагается в любом наступлениибоевой клич: «ВпередОтступать уже некуда!» Ну, в нашем случаеэто должно было означатьчто дальше терпеть рекламный произвол нет мочикуда ни гляньвезде непотребщина однаСовет общественности создал спецгруппировкукоторая должна была открыть первый фронтКомиссия из членов Совета отправилась в рейдПравда,журналистов почему— то на это мероприятие не позвалисославшись на  мобильность операции и нехватку транспорта.

Информация о встрече членов Совета общественности с руководителями рекламных агентств тоже хранилась под грифом"секретно". Об этой военной тайне мы узнали благодаря личным связям в мире рекламыПроверяя инсайдерскую информацию в разных кабинетах мэриимы натыкались на стоическое "нет". Но мы почему— то поверили рекламщикамИ не зря.

На проваленной явке стало яснопочему журналистов решили не беспокоитьРекламщики дали отпорС аргументамис примерамис ссылками на законИ не заметитьчто наступательные действия рекламоборцев переходят в стадию оборонительных мероприятийбыло невозможноТут же на месте выяснилосьчто у АМС нет претензий к крупным рекламным агентствамвсе проблемы — от ИПшниковИменно они не проявляют должного внимания к вопросам нравственности и моралиИначенапримеркак объяснить действия некоторых несознательных предпринимателей,которые не только открывают магазины нижнего бельяно и (оужас!) рекламируют его.  Нувы понимаетекакНа заинтересованный вопрос рекламщиков к членам Совета — а как еще можно рекламировать нижнее белье? — был дан размытый ответсходу так и не скажешь...

На той же встрече участники рейда по искоренению непристойной рекламы с сожалением призналичто ни Совет общественностини АМС города не могут самостоятельно принимать решение о запретеснятии и других действиях в отношении рекламыКак бы она им ни нравиласьВсе эти функции возложены на Управление Федеральной Антимонопольной Службы по РСО— Алания (УФАС). Но позвать специалистов этого ведомства ни члены Советани чиновники АМС почему— то не удосужились.

Мы решили исправить это упущение и встретились с руководителем УФАС по РСО— А Романом Плиевым.

pliev-   Я надеюсьчто цели у организаторов этой кампании благиевозможно, они радеют за нравственное воспитание обществаза повышение качества и положительного влияния рекламы на подрастающее поколение, — выразил свое отношение к развернувшейся  кампании Роман Русланович.

Но в то же время  руководитель УФАС напомнилчто в законе "О рекламене содержится такого терминакак "непристойная реклама". В  статье федерального закона  перечислены основные этические требования,предъявляемые к содержанию рекламных материалов.

Приостановить распространение рекламы может только  постановление УФАС,которое выносится по заявлению граждан.

-   Жалоба на рекламукоторая оскорбляет чувства человекаподается тем человекомкоторый считает себя оскорбленнымОбщественная организация также имеет право подать заявление, поскольку она состоит из участников этой организацииЯ не вижу проблемы, — говорит Роман Плиев.

И вот тутна мой взгляди кроется главный вопроскоторый и вызывает недоумение у законопослушных горожанПочему АМС и Совет общественности при немизобретают велосипедЗачем им решать проблему (если она вообще есть?не в правовом полеа посредством популистких заявленийСвою версию происходящего  я выражу чуть позжеа пока давайте разберемся в томнасколько в принципе можно объективно оценить степень непристойности той или иной рекламы.

Напомнючто глава АМС Сергей Дзантиев эту задачу для себя решил такесли члены Совета общественности вместе со своими внуками не смогут без стыда пройти мимо рекламыто она — непристойнаяБесспорноесть в этом логикаНаши старшиеиз которых и состоит Советна то и старшиечтобы иметь свое мнение про точто такое хорошоа что такое плохоНо прежде чем подставлять уважаемых членов общества и призывать их в ряды "рекламных крестоносцев", может, стоило им и про законы рассказать?

-   Поскольку этика — этоесли так можно выразитьсягуманитарная материяона не может быть выражена в цифрах и формулахДоказательствами неэтичной рекламы могут быть оценки специалистов в области филологиидругих гуманитарных наука также  психологовОценить воздействие рекламы на сознание человекапоследствия от нее могут только ониНесомненноважным является и мнение общественных организацийПозиция Совета общественности,выраженная в виде какого— то заключения или заявления,  безусловнотакже может стать одним из доказательств по делу.  Ноповторюсь, -  не единственнымИ рекламодательне согласный с мнением ФАСаможет оспорить его в суде,который и вынесет окончательный вердикт, — разъясняет Роман Плиев.

Несмотря на точто руководитель ФАСа в интервью заявилчто за последний год в ведомство не поступала ни одна жалоба на неэтичную рекламупоказательная порка все— таки состояласьПод камеры одного из федерального каналов во Владикавказе были сняты с щитов несколько баннеров обувного магазинаНа рекламе была изображена девушка в короткой юбкечулках и ботфортахУчитываячто в ассортименте магазина присутствует и детская обувьвозможно,использование именно такого образа девушки — явный переборНо без заключения специалистов и юридических санкций требовать от магазина прекратить рекламную кампанию никто не имел праваБудем считатьчто владельцы магазина вняли "ай— ай— айСовета общественности и добровольно свернули рекламуИменно в тот денькогда центральное телевидение снимало сюжет о рекламном переполохе во Владикавказе.

Ладно, с обувьюНо мне, вот правда, не дает покоя вопросзаданный Совету общественности   руководителем одного из  рекламных агентствкак рекламировать магазин нижнего бельяМожноконечнопросто на белом фоне написать большими жирными красными буквамиБельеИ на этом успокоиться.  И ждать покупателя с фантазиейкоторая должна вызвать в его мозгу то ли образ семейных трусов,  то ли  французского кружевного неглижеНокак назлово Владикавказе предприниматель пошел нынче продвинутыйхочет выделитьсяда поярче.

Что делать темкто торгует "срамным"товаром? — спросил я Романа Плиева.

— По моему мнениюгрань дозволенности в этом вопросе достаточно тонкаяно различимая.  Напримермы все знаемчто изображение обнаженного тела не приветствуется в рекламено не любое обнаженное тело является чем— то неприличнымнепристойным.

Один только факт содержания в рекламном материале девушки в купальнике не несет отрицательной нагрузкиНо если текст рекламы или поза девушки являются неприличными по общепринятым моральным устоямтогда можно говорить о признаках недопустимой рекламы и нарушении законаКомиссия ФАС вынесет соответствующее постановлениеНо в дальнейшем наше решение может пройти судебную оценкуи суд либо подтвердит нашу правотулибо опровергнет и укажетпо каким критериям ФАС был неправ, — считает Роман Плиев.

Ну, и как же до сих пор мы ни разу не употребили слово "менталитет"? Ведь именно ЭТО было поднято на знамя борьбы с аморальной рекламойИ якак ни страннотоже считаючто часто бывает такчто мегаполису — хорошопровинции смертьНо я также не припомнюкогда последний раз яотвернувшись от рекламного щитасплюнул свое возмущениеИ я не одинокв соцсетях многие мои знакомыевкусу которых я доверяютакже в недоумении пытались понять по какой рекламе "звонит колокол"?

Психолог и бизнес-тренер Аида Саламова давно следит за обсуждением поднятой АМС проблемы:

aida— Как известноэтические нормы рекламы – постоянный повод для дискуссийКазалось бы,закон просто и ясно устанавливает требования к рекламной продукцииНо существует еще и моральные ограничениякоторые в законе не указаныПерейти грань приличия при общении с огромной массой зрителейчитателейслушателей и прохожих стало очень простоВ нашем обществе традиционно публичное проявление сексуальности считается недопустимымИ поскольку речь идет о наружной рекламена которой изображения статичнылюбой подобный намек кажется слишком откровенным.

Известны случаикогда рекламакоторая считается невинной в мегаполисеподвергается запрету в провинциипоскольку на местах ее корректность регулируется местными органами и общественными организациямиА это значитчто не существует единых морально— этических в наружной рекламепредставления о нормах и границах существенно отличаются в разных культурахДумаючто создателям рекламы стоит ориентироваться на уклад и культурные нормы местной жизнинесмотря на соблазн использовать столь эффективный инструмент как эротические намеки.

Может, тогда этим разным культурам не подходит федеральный закон "О рекламе"? Может,  особо ментальным стоит принять свои нормативные актыкоторые бы смогли определять национальный характер рекламыРуководитель УФАС Роман Плиев не представляет себе возможным такой поворот событий:

— Культуранравственность — это настолько тонкие материичто загнать их в рамки какого-то нормативного акта сложно.  Не думаючто нужно ужесточать существующие на федеральном уровне требования к рекламетем болеечто тут возможны определенные перекосыВо-вторыхкто будет определять критерииПонятие "осетинский народне может в себя включать либо людей старше 60 лет и проживающих в горной местностилибо молодых от 18 до 25 лет,проживающих в городах.  У всех у них разные менталитетыОпять же вопросы национальностивоспитания... Культура Осетии — многограннано, безусловнов рекламе не должно быть откровенных демонстрацийвызывающих агрессиюЭто все запрещено законом о рекламеэто все поддается квалификацииЖестко формулировать нравственные критерии и этические нормы мне представляется невозможнымтем болеечерез нормативный акт.

Так что же делатьРекламодателямкоторые хотят выделиться и выиграть конкурентную борьбуСовету общественности при АМСкоторый волнуется за "облико морале"?

-   Если мы преследуем какую— то реальную цель — прекратить распространение рекламыкоторую кто— то считает непристойнойнедобросовестнойкак ее определяет законя думаютут нужно  исходить из юридической квалификации таких действий и последующих оценок судом этих действийИ если будет информационное сопровождение таких делчерез какое— то время сами рекламодатели начнут пониматьчто такая реклама не имеет перспективТакой прецедент  можно сформировать за короткий промежуток времени, — считает Роман Плиев.

— В этой истории меня беспокоит размах объявленного наступления борцов с неэтичностью.

Вовлечение и активное включение широких слоев в неконструктивные дискуссиив очередную попытку разделить,разобщить людейпоставить их друг напротив друга, не может стать конструктивным способом разговора о моралио нравственностио культуреНапоминает попытку разделения ответственности за принятие решений со всеми широкими массами.

Увереначто профессиональное рекламное сообщество способно самостоятельно согласовать с местными властями вопросы этикиориентированной на культурные особенности республикиУмение достичь договоренностей – одна из профессиональных компетенций как руководителя бизнесатак и руководителя государственной структуры, — предлагает Аида Саламова.

Мне же кажетсячто стоит прислушаться к обоим специалистамтак как они как раз говорят о главномО тех нравственных категорияхкоторые мы все реже ставим рядомв одной связкезакон— мораль.

Нуа теперь обещано— субъективноеО томпочемуна мой взглядгородская властьхоть и опосредованно — через Совет общественностивзялась за "рекламное дело". За умы борются неспростаИ делать это всегда легче на эмоционально— чувственном уровнеиспользуя простые категориивот это — плохоа это — хорошоИжелательно, при этом найти врагане конкретного или сильногоа такого — неприглядногокоторый может только раздражатьИ чем больше таких врагов будет поверженотем легче будет выигратьВыборы.