ФАСом бизнес не испортишь. ПРИ УСЛОВИИ, ЕСЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ ВЕДУТ СЕБЯ ДОБРОСОВЕСТНО

– Роман Русланович, вам близка поговорка «новая метла по-новому метет»? Какие первоочередные шаги в кресле руководителя уже наметили для себя?
– Насчет «новой метлы» позвольте не согласиться. Я в республиканском управлении ФАС в свое время проработал не один год, так что ситуацией вполне владею.
Что касается стратегических направлений, то, думаю, вместе с коллегами нам удастся преобразовать некоторые направления деятельности, чтобы, во исполнение генеральной линии, обозначенной руководителем ФАС России Игорем Артемьевым, отходить от прикладной работы по пресечению каких-либо конкретных нарушений и брать ориентир на упреждение системных сбоев рыночных отношений.
Сегодня в деятельности региональных управлений ФАС преобладает выявление и пресечение нарушений в сфере злоупотребления доминирующим положением. Это обусловлено тем, что во всех регионах присутствуют такие субъекты, как электросети, газовые компании, связь и организации, оказывающие коммунальные услуги. Нередко возникают ситуации, когда они злоупотребляют своим привилегированным статусом естественных монополистов, тогда и включаются рычаги антимонопольных органов. И здесь позиция закона имеют четкую трактовку: если нарушение допущено субъектом естественной монополии, то для него применяются так называемые оборотные штрафы в размере от 1 до 15% от полученной прибыли. Если же такое нарушение совершено субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, но не являющимся субъектом естественной монополии и при этом его действия не привели к ограничению конкуренции, то в таких случаях применяется фиксированный штраф в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.
– Условная такая фиксация: от трех сотен тысяч до миллиона. И кто определяет конечную цифру этой штрафной «вилки»?
– Сумма штрафа определяется в процессе привлечения нарушителя к административной ответственности. Но дело в том, что наказанный субъект может обжаловать постановление антимонопольного органа в суд, и тогда его действие приостанавливается до вынесения соответствующего судебного решения.
Но главное заключается в том, что сегодня назрела необходимость некоей трансформации, чтобы Федеральная антимонопольная служба не тратила такую массу усилий на пресечение хоть и достаточно важных, но не решающих ситуацию в целом моментов.
– А какие тогда решающие?
– К примеру, скажу: такой вид нарушений антимонопольного законодательства, как создание картелей, заключение антиконкурентных соглашений носят крайне актуальный характер, но в то же время за счет своей латентности, то есть скрытости, поскольку ни одна группа нарушителей не отразит их в документальном виде, создает массу трудностей в их выявлении. В данном случае такое доказывание – емкое по времени и его приходится формировать по косвенным обстоятельствам. Необходимо изучить экономическую ситуацию, установить факт выгодности картельного соглашения для всех его участников, определить негативные последствия для других игроков рынка, которым причинены убытки…
Теперь же предусмотрен вариант, когда ущемленные в своих интересах лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, имеют возможность самостоятельно обратиться с частным иском в суд с требованием взыскать ущерб, причиненный им в результате нарушения антимонопольного законодательства. И ФАС намерена со своей стороны оказывать содействие, в том числе и таким путем, формируя доказательную базу, и истцам уже не нужно повторно доказывать эти факты в суде. Речь идет о том, что, конечно, нельзя отказываться от рассмотрения заявлений и жалоб на действия монополистов, но сейчас в Федеральной антимонопольной службе решается вопрос о том, чтобы эту процедуру максимально стандартизировать и по максимуму задействовать элемент так называемого административного обжалования.
Важно сказать, что принятый в начале нынешнего года третий антимонопольный пакет устанавливает и новый порядок обжалования торгов, согласно которому заинтересованное лицо может подать жалобу в антимонопольный орган, и ее обязаны рассмотреть в семидневный срок. Примечательно, что с момента принятия жалобы к рассмотрению не допускается заключение какого-либо договора либо контракта по результатам торгов, ибо они априори будут признаваться ничтожными.
Таким образом, в нашем арсенале есть достаточно мощные средства, введенные, в частности, и третьим антимонопольным пакетом, которые позволяют применять и по ходу совершенствовать институт административного обжалования.
– Но основная логика этого нововведения в чем?
– В том, что в кратчайшие сроки и с максимальной экономией времени и человеческих ресурсов, которые можно привлекать к решению других интересных и сложных задач, бороться с причинами нарушений, а не их следствием. С другой стороны, буквально в эти дни мы с коллегами готовим текст обращения в ФАС России с информацией о проведенном адвокатировании конкуренции.
– А это что за термин?
– Он подразумевает деятельность ФАС, направленную на профилактику нарушений антимонопольного законодательства, а также законов о рекламе, о размещении госзаказов, постоянный контроль и мониторинг деятельности естественных монополий.
– То есть, в настоящее время ФАС берет ориентир на упреждение правонарушений, нивелируя свою карательную составляющую деятельности… А как же статистический вопрос, Роман Русланович? Ведь каждое ведомство стремится заявить о результатах своей работы с помощью цифр. Теперь, стоит полагать, суммы взыскиваемых вашим ведомством штрафов снизятся в разы. Скептики укорят: работать перестали…
– Важен главный результат, а не погоня за цифрами. В мою бытность работы в центральном аппарате ФАС мы анализировали показательный случай, когда сотрудники одного из управлений выявили нарушение оказания услуг на рынке управляющей компанией, в ведении которой находилось несколько многоэтажных домов. Так дело дошло до того, что административные производства составлялись по каждому дому, по каждому отопительному котлу. Цифры получились впечатляющие. Но такой отчет был тут же забракован, а из случившегося сделаны выводы. Подобное раздувательство статистики – дело недопустимое.
Мы не должны делать ставку на число наказанных нарушителей. Да, карательная функция в виде административных штрафов за ФАС остается, но сейчас ставка делается не на количественные, а на качественные показатели, такие, как новизна применяемых методов в выявлении и пресечении правонарушений, проведение анализа новых рынков. Безусловно, сразу от количественных показателей мы отказаться не сможем, но здоровое соотношение с преобладанием качественной составляющей – это цель, как минимум, на ближайший год.
– В свое время ФАС совместно с правоохранительными органами пыталась повлиять на ситуацию в топливной сфере, когда цены на горючее нещадно поползли вверх. Как вы считаете, сейчас она под контролем?
– Во-первых, надо исходить из тех возможностей, которые имеются у нас и у правоохранителей. И это не человеческие ресурсы, а рычаги закона. Когда растет цена на тот или иной вид продукции, это не означает, что обязательно идет нарушение антимонопольного законодательства. В частности, цены на бензин – свободные, для них не предусмотрено государственное регулирование. Другое дело, что ФАС, являясь элементом регулирования рынка, может выступить с предложениями, но только в той части, чтобы не допустить злоупотребления доминирующим положением и следить за соблюдением равной конкуренции.
На рынке нефтепродуктов нашей республики нет хозяйствующих субъектов, которые занимали бы пресловутое доминирующее положение, но не исключена возможность создания картелей. Потому мы ежедневно изучаем информацию о ценах на автозаправочных станциях, еженедельно мониторим состояние оптовых цен на нефтепродукты, все данные стекаются в центральный аппарат ФАС. Ситуация в этой сфере на постоянном контроле.
– Можете охарактеризовать ваши первые ощущения после назначения на новую должность? Восприняли это как дополнительное ярмо на шею, зарядились свежими амбициями или есть страх, что не справитесь с оказанным доверием?
– До 2007 года, когда я был переведен в Центральный аппарат ФАС, я три года занимал должность заместителя УФАС России по Северной Осетии, очень хорошо знаю своих коллег, доволен их профессиональным потенциалом. Да и, с другой стороны, Осетия – моя родина, здесь – мои родители, многие близкие люди, друзья. Так что уверен: работа предстоит интересная, значимая, с главным ориентиром – на реальный результат.

 

Автор: Беседовал З. ТИМЧЕНКО.

Файлы для скачивания

fasom_biznes_ne_isportish.docx
Тип файла: docx
Размер файла: 0.03 МБ