Антимонопольное законодательство совершенствуется
Поправки касаются законов «О защите конкуренции», «О естественных монополиях», «О приватизации государственного и муниципального имущества», Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и некоторых других.
Основными целями антимонопольного пакета, по словам Б.М. Джиоева, являются: развитие конкуренции на товарных рынках; совершенствование принципов контроля деятельности монополий; минимизация правовых рисков бизнеса.
С принятием третьего антимонопольного пакета завершается реформа по совершенствованию антимонопольного законодательства. Реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные практики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПОПРАВКАМИ
- Требований и нормы при определении монопольно высокой цены
Проблема монопольно высоких цен на товары для России является особенно актуальной в связи с тем, что огромное количество отраслей экономики находится в монопольном состоянии. Вопросы, какую цену считать монопольно высокой, а какую нет, являются самыми дискуссионными. Многие потребители, которым цена не нравится, могут назвать ее монопольно высокой.
В третьем антимонопольном пакете появились требования и нормы, гласящие, что при определении монопольно высокой цены антимонопольный орган обязан определяться относительно мировых цен, общепризнанных мировых индикаторов на глобальных рынках, должны учитывать результаты биржевых торгов, все больше и больше использовать так называемый «метод сопоставимых рынков», который приходит на смену «методу себестоимости».
2 Параллельные и согласованные действия
Выработаны четкие критерии, по которым можно отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий.
При определении согласованных действий квалифицирующим признаком является распространение информации, за которой следует правонарушение.
Теперь запрещенные согласованные действия разделяются на две части в зависимости от того, требуется ли установить факт ограничения конкуренции. Признаются согласованными действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении не рынке. 3
Уголовная ответственность за согласованные действия исключается. Для хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, вводится минимальная доля товарного рынка - 20%. Запрет на согласованные действия отныне не распространяется на хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.
3 Правила недискриминационного доступа на рынки
Установлены дополнительные критерии для включения в Правила недискриминационного доступа на рынки, а также в отношении товаров (услуг) естественных монополий. Они направлены на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услугам естественных монополий, применение типовых договоров.
4 Преференции
Согласно разъяснению ФАС России «предоставление государственных или муниципальных преференций может осуществляться как в форме передачи имущества определенной стоимости, так и в форме освобождения от арендной платы за переданное имущество на определенную сумму, а также в форме предоставления льгот по арендной плате при передаче имущества в аренду - например, снижения арендной платы на определенную сумму».
Что касается вопроса о полномочиях региональных и муниципальных властей, то согласно поправкам ФАС России стремится вернуть органам исполнительной власти субъектов и местного самоуправления право для того, чтобы они могли принимать решения о преференциях, но при этом правила преференций в третьем антимонопольном пакете ужесточаются. За ФАС будет сохранена жесткая контрольная функция. Из органа согласования, которым ФАС являлась, она превратится в контрольный орган.
То есть глава республики, к примеру, сам будет принимать решения о преференциях, но будет нести административную ответственность за нарушение правил по предоставлению этих самых преференций, включая опасность дисквалификации по судебному решению. Также будет быстрее протекать процесс предоставления преференций, например, общественным, религиозным организациям, союзам, которые сами не занимаются коммерческой деятельностью, а по статусу являются либо общественными организациями, либо организациями третьего некоммерческого сектора.
МЕХАНИЗМ ОТКРЫТОЙ ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
В третьем антимонопольном пакете вводится механизм открытой продажи государственного имущества. На специальном сайте можно увидеть все, что закупается российским государством, органами местного самоуправления, и сложить свое мнение о том, насколько чиновникам необходимы некоторые вещи.
Также у нас есть сайт www.torgi.gov.ru, на который необходимо вносить все без исключения оферты, т.е. информационные сообщения по продаже государственного имущества. Этот сайт сегодня находится в ведении Министерства экономического развития РФ. В антимонопольном законе должна быть прописана общая процедура продажи любого имущества.
5 Уголовная ответственность
Сужается сфера уголовного преследования, ограничиваемая только картелями. До сих пор существовал очень большой разбег по санкциям. За нарушения антимонопольного закона санкции составляют от одного до 15 процентов годового оборота. Третий пакет поправок вносит в закон четкую градацию санкций, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, которые позволят юридически четко определять санкцию в каждом конкретном случае.
Статьей 178 Уголовного кодекса РФ сегодня предусмотрена уголовная ответственность за наиболее опасное антимонопольное правонарушение и преступление - создание картелей. За их создание уголовная ответственность установлена во всем мире.
6 Административное законодательство
Здесь вводится целый ряд дополнительных составов правонарушений. Например, за то, что государственные заказчики не размещают у малого бизнеса свои товары. Эта ответственность вводится более четко, нежели это было сделано прежде. Сейчас есть норма, гласящая о том, что любой государственный заказчик должен разместить у малого бизнеса до 10-20% государственного заказа. За то, что государственные заказчики не размещают у малого бизнеса свои товары. Есть несколько очень важных юридических уточнений, способных помочь в закрытии некоторых лазеек, через которые «убегают» недобросовестные заказчики.
Также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП РФ) определяются такие понятия, как смягчающие и отягчающие обстоятельства. Теперь при назначении штрафа ФАС будет пользоваться простой математикой: за установление монопольно высокой цены или участие в картельном сговоре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15% оборота компании). При наличии смягчающих обстоятельств штраф будет уменьшаться на 1/8, при наличии отягчающих обстоятельств - увеличиваться на 1/8.
В заключение пресс-конференции Б.М. Джиоев призвал «не бояться ни третьего антимонопольного пакета, ни Федеральной антимонопольной службы. Следует просто добросовестно исполнять закон. Если говорить о тенденциях, то внесенные в законодательство поправки делают бизнес свободным от нас самих и в большей степени создают трудности для государственных служащих, которые распоряжаются государственными ресурсами от имени народа. Для них это будет наказание, и через этот пакет к ним будет повышена требовательность. Ведь третий антимонопольный пакет существенно ужесточает ответственность для чиновников, которые нарушают свободу предпринимательства».
Раиса ЦАЛЛАГОВА