«Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» искал поддержки в апелляционном суде. И не нашел.

Регулярно   Северо-Осетинское  УФАС России осуществляет государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе. Во время очередной проверки Управление установило, что в газете «Северная Осетия», в разделе «Реклама» было опубликовано объявление, содержание которого полностью соответствовало понятию «реклама», но не отвечало всем требованиям ФЗ «О рекламе». 

Объявление  Фонда  содержало следующую информацию : «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий  РСО-Алания» выдает займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (кроме лиц, занимающихся производством и продажей алкогольной, табачной и подакцизной продукции) на срок до 1 года, процентная ставка – 10 % годовых»

Уже 10.12.2010 антимонопольный орган на заседании Комиссии признал рекламу Фонда ненадлежащей, выдал предписание о незамедлительном прекращении нарушения законодательства и возбудил производство по делу об административном  правонарушении в отношении Фонда.

Однако представители  Фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий  РСО-Алания»  крайне возмутились,  постановлением Управления  категорически не согласилисьи обжаловали его в суд.  А дальше начался длительный и напряженный процесс судебных разбирательств.

Прежде всего,  нужно отметить, что Закон  обязывает каждого рекламодателя, реклапроизводителя и рекламораспространителя формировать у потребителя правильное и достоверное представление о товаре или  предлагаемой работе и услуге.   

 Важно, что ответственность за недостоверную или не до конца раскрытую информацию о товаре  несет рекламодатель.  Ведь именно он –   обязан определять содержание рекламы и распространять именно те сведения, которые соответствует требованиям рекламного и гражданского законодательства.

Как стало ясно из материалов дела, «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» является самостоятельным юридическим лицом и действует на основании Устава. Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое обеспечение в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания. А учредителем Фонда является Министерство экономического развития РСО-Алания.

В  роле рекламодателя объявлений,    выступал непосредственно сам Фонд. Его представители лично обратились к сотрудникам газеты «Северная Осетия» с просьбой опубликовать информацию об их деятельности, которая в дальнейшем была представлена читателям издания  под рубрикой «Реклама». Надо сказать, что, несмотря на то, что представители Фонда определяли данную информацию  как «простое «Объявление», она, действительно обладала всеми признаками Рекламы (см. статью 3 ФЗ «О рекламе»).  Но при этом, информация не содержала всей необходимой  и соответствующей  ФЗ «О рекламе» информацией.  К примеру, в ней отсутствовали сведения о дополнительных  условиях рекламируемых финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получит воспользовавшийся услугами клиент, или, напротив, сумму расходов, которые он будет вынужден понести. Отсутствие столь важной для потребителя информации стало нарушением части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Кроме того, в так называемых объявлениях Фонда содержалась  информация о максимальной процентной ставке и сроке предоставления займа, но отсутствовали важные сведения  о неустойке, в случае возникновения задолженности.  Также ничего не говорилось и о возможности и порядке изменения процентной ставки займа.

Представители Фонда микрофинансирования самоотверженно пытались отстоять правоту своей позиции. Одним из аргументов, который они использовали, заключался в том, что, исходя из пункта 6 части 2 статьи 2 ФЗ о рекламе, данный Федеральный закон не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По их утверждениям,  «Фонд  микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» является некоммерческой организацией, его деятельность не связана с предпринимательской, а соответственно и законодательство о  рекламе не имеет к нему никакого отношения.

Однако подобный довод, высказанный представителями Фонда на заседании суда,  Арбитражный суд по Республике Северная Осетия – Алания посчитал несостоятельным. Дело в том, что согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. А если учитывать часть 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, которые являются некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Из непосредственного Устава Фонда микрофинансирования, а также из выписки ЕГРЮЛ следует, что его основным видом деятельности является  прочее финансовое посредничество. А значит, Фонд вправе осуществлять и иные виды деятельности и, в частности предпринимательскую.

Другими слова, характер объявления Фонда микрофинансирования и содержащаяся в нем  информация об операциях с денежными средствами свидетельствует о том, что она размещалась с целью осуществления деятельности, направленной на извлечение прибыли и, кроме того,  она  в полной мере соответствует понятию «Реклама».

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд принял решение в удовлетворении требований Фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» отказать и оставить в силе постановление Северо-Осетинского УФАС России.   

Однако на этом история судебных разбирательств не закончилась.   Фонд  вновь  не согласился  с решением и  обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Но, увы, и он оставил решение первой инстанции  без изменения, а апелляционную жалобу Фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» без удовлетворения.  Тем самым, сотрудники Северо-Осетинского УФАС России не только доказали справедливость и силу закона, но и уберегли потребителей недостоверной  рекламы от наивного заблуждения и искаженно-радужного представления, которое зачастую формируется благодаря искусным уловкам рекламодетелей.