• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Бизнес обязан быть в согласен с законом

Прошло чуть более 20 лет с тех пор, как в на­шей стране впервые появился орган, кото­рый был призван регулировать отношения между участниками зарождающегося бизнеса. Произошло это в 1990 году, а орган носил название Го­сударственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Переход от устоявшейся системы хозяйствования к новому типу отношений, был довольно труден. Не­знание принципов хозяйствования в новых условиях порождало огромное количество вопросов у молодого, еще «дикого», бизнеса. И новый комитет был призван помочь в разрешении многих вопросов. Скорее, это были первые попытки научить новое поколение вести дела в цивилизованном поле. Рынок и рыночные от­ношения, конкуренция и ограничение монополистиче­ской деятельности на товарных рынках и защита прав потребителей — вот основные направления деятельно­сти тогдашнего комитета.

В 1997 году Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Госу­дарственный антимонопольный комитет РФ.

В 1998 на месте Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и раз­витию малого предпринимательства. Федеральной службы Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральной службы Российской Федерации по регулированию есте­ственных монополий в области связи было образовано Министерство Российской Федерации по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому были переданы функции упраздненных органов.

Но и МАП просуществовал недолго. В 2004 году он был упразднен. И принадлежавшие ему функции фе­дерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблю­дением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе. Именно она сегодня имеет уже известную в стране аб­бревиатуру ФАС.

Короткая аббревиатура не дает полного представле­ния о деятельности этого органа. Звучит она угрожающе по известной аналогии, но задачи у нее вполне мирные и полезные.

Стратегической задачей ФАС России является обе­спечение свободы конкуренции и ограничение монопо­листической деятельности в рамках единого экономи­ческого пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определила 3 основных цели своей деятельности:

—        создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям;

—        предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа;

—        обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

 

         Деятельность ФАС направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том чис­ле на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доми­нирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так назы­ваемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых  исследований  состояния  конкурентной  среды на товарных рынках.

Большое значение ФАС России также уделяется контролю над органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барье­ров для осуществления предпринимательской деятель­ности. В нашей республике, например, была попытка МВД запретить вывоз картофеля для последующей его реализации за пределами республики. Предпринимате­ли подали жалобу в ФАС, и спор был разрешен в пользу предпринимателей. Объяснение этому очень простое — производитель и предприниматель может реализовывать свой товар в любом регионе России. Это право дано ему законом.

В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур раз­мещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муници­пальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хо­зяйствующими субъектами.

          Известно, что самым крупным монополистом у нас все-таки остается государство. Его бизнес-представители — это газовая, телекоммуникационные, топливные и энергетические отрасли. Эти гиганты могут и пытаются иногда диктовать свои условия даже, крупным потребителям их услуг. Но даже они не в силах сопротивляться закону.

В нашей республике, естественно, они тоже присут­ствуют. И примеры их давления испытывают и наши местные компании. Как пример можно привести ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая ком­пания Северного Кавказа» (ОАО «МРСК СК»), которая необоснованно отказывала ООО «Жилкомэнерго» в заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, нарушая тем самым Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии. Другое нарушение компании — это за­тягивание процесса подключения малых предприятий к электрическим сетям. Способы варьируются от тре­бования документов, не предусмотренных Правилами недискриминационного доступа, до завышения платы за техническое присоединение.

Федеральной антимонопольной службой нашей ре­спублики ОАО «МРСК СК» было выдано предписание устранить эти нарушения. А законность одного из при­нятых уже решений ФАС отстояло в суде, что оказалось нелегким делом. На энергетиков также наложен штраф в размере 190 млн рублей. Теперь дело за судом, где ФАС придется отстаивать свою правоту.

Мы, обыватели, почему-то всегда думаем, что такие серьезные органы, как налоговая или антимонопольные службы, нас не касаются.

          Мы думаем, что мы просто конечные потребители услуг. А борьба, которую ведут производители и про­давцы услуг и товаров, нас не коснется. А уж о роли в этом процессе такого органа, как Федеральная анти­монопольная служба, мы имеем самое приблизительное представление.

          Чтобы понять, что ФАС — это действительно необходимый орган для борьбы с монополистами, можно при­вести пример ООО «ЮТК».

Все знают, что услуги связи, особенно интернета, у нас в республике непомерны высоки. Они несоразмеримы с нашими зарплатами. Поэтому приход новых . игроков на этот рынок был бы некоторым спасением для жителей республики. Естественная конкуренция значительно снизила бы стоимость услуг электросвязи. Но, 000 «ЮТК» почему-то решило, что в республике нет места другим компаниям и крепко держала оборону, отказывая в выдаче технических условий на прокладку кабеля новым местным операторам связи.

Представители 000 «Иртелком» и 000 «Твинго», присоединившись к магистральным операторам связи «Ростелеком» и «Синтера», могли бы составить серьез­ную конкуренцию «ЮТК» и таким образом существенно снизить стоимость услуг интернета в республике. После отказа 000 «ЮТК» в предоставлении услуги, они обра­тились с жалобой в региональное отделение ФАС.

         По итогам рассмотрения этого дела было вынесено 2 предписания. В настоящее время они находятся в ста­дии судебного разбирательства. Будем надеяться, что суд вынесет справедливое решение, и услуги интернета подешевеют до московского уровня, который, как ни странно, на два порядка ниже нашего провинциального.

Другой крупный монополист — бывший 000 «Кавказрегионгаз», а теперь 000 «Газпром межрегионгаз Пятигорск» тоже постоянно находится в поле зрения ФАС. Несмотря на свой государственный статус, ко­торый предполагает знание законов и их соблюдение, этот монополист может позволить себе некоторые «вольности» в отношениях с потребителями своей продукции.

         Одной такой «жертвой» каприза этой всесильной ор­ганизации оказался МУП «Металлист» из Беслана, кото­рому был отключен газ. В результате этого Правобереж­ный район оказался в зимнее время без тепла. По этому вопросу в ФАС обратилась прокуратура Правобереж­ного района. По факту нарушения Северо-Осетинское Управление ФАС возбудило дело. Но, видимо, поняв ошибочность своих действий, «Газпром межрегионгаз Пятигорск», к моменту вынесения решения о своей не­правомерности, восстановил подачу газа, и конфликт был исчерпан.

Этот случай демонстрирует, что даже напоминание о законе, может повлиять на действия монополистов.

          Было бы неверно думать, что крупные компании, монополизировавшие определенные сегменты рынка, действуют каждый сам по себе. Для получения макси­мальной прибыли они согласовывают свои действия. Это не «сговор», как принято думать. Сговор предпо­лагает документированное подтверждение решения об установке, например, одной цены на одинаковый товар. Как правило, это редчайший случай, и доказать его проще. А вот «согласованные действия» — это очень простой, но очень сложно доказуемый прием, который требует от Антимонопольной службы знаний тонкостей функционирования рынка.

Как пример согласованных действий можно при­вести дело, которое было возбуждено ФАС республики в 2010 году в отношении 4-х основных монополистов на рынке нефтепродуктов.           Появление одной цены у разных поставщиков насторожило ФАС. Закупленные в разное время, у разных поставщиков, разными партия­ми и по разным ценам, почему-то имели одинаковую отпускную цену. По логике темпы роста и снижения розничных цен нефтепродуктов должны были быть пропорциональны темпам роста или снижения за­купочных оптовых цен. При том, что в этот период не было отмечено ни дефицита на рынке автомобильного топлива, ни роста тарифов на тепло и электроэнергию. То есть у компаний не было никаких оснований для одновременного установления одинаковых цен.

Все эти сведения Антимонопольная служба предо­ставила Арбитражному суду, который почему-то не усмотрел нарушений в действиях указанных компаний, решив, что был неправильно изучен рынок. Следующая инстанция — Апелляционный суд — продублировал первую судебную инстанцию. И только в Кассационном суде ФАС удалось добиться возвращения дела для нового рассмотрения.

         И если суд воспримет материалы из 12 томов до­казательств, предоставленных ФАС, как свидетельство о согласованных действиях, то у нас, потребителей, появится возможность выбирать между дорогими и не очень бензином и дизтопливом. А монополист, воз­можно, сможет постепенно начать привыкать к честно­му ведению бизнеса.

Мы, россияне, очень доверчивы. Пока еще довер­чивы. Но «суровый капитализм» и его «акулы» скоро лишат нас этой доверчивости.

Потерю этого, в принципе, хорошего человеческого качества можно продемонстрировать на примере на­шего контакта с рекламой. Ее преимущества в наше время неоспоримы. Мы получаем информацию о това­рах и услугах, не прикладывая особых усилий, «не сходя с наших диванов». Но, мы, обыватели, верим, когда нам обещают низкие проценты по кредитам, рассрочку на 3-6 месяцев без процентов. И мы, как стадо, влекомое волшебной дудочкой, идем на заклание к добрым дя­дям из сетевых магазинов, чтобы купить вожделенную вещь.

         И только, когда уже оформлены все наши взаимные обязательства друг перед другом, выясняется, что в рекламе не указано самое главное: рассрочка — это вовсе не номинальная стоимость товара, а огромный процент. Цифра переплаты поразительно напоминает номинал. То есть мы просто платим двойную цену.

А чего стоят все эти чудодейственные препараты, которые обещают сделать нас всех молодыми и здоро­выми, если уж не бессмертными? И мы опять верим, что жизнерадостные дяди и тети, рекламирующие их, зна­ют, что предлагают. На самом деле, это может быть все, что угодно, только не то, что нам обещает их реклама.

С такими горе-рекламщиками нам помогает разо­браться Федеральная антимонопольная служба. ' В 2010 году было возбуждено 30 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результа­там рассмотрения одно было прекращено, а по 29 были даны предписания. Штрафов, из наложенных 361000 руб., «рекламщики» заплатили 213000 руб.

Можно сказать, что у ФАС неограниченные полно­мочия. Но и работа, которую ведет служба, требует от нее знаний множества законов.

Это не борьба, как многие ошибочно понимают деятельность организации. Это, скорее, работа, при­званная научить бизнес не выходить за рамки право­вого поля. И не только бизнес, но и органы исполни­тельной власти, и региональные органы местного самоуправления могут попасть в поле зрения службы. От них зависит бизнес начинающего предпринима­теля, который может просто не состояться, если эти самые органы начнут устраивать ничем необоснован­ные препятствия.

         За последнее время, например, ФАС Северной Осетии было пресечено 29 фактов незаконного предо­ставления муниципального имущества в аренду. Были случаи, когда антимонопольное законодательство нарушалось при установке рекламных конструкций, когда, неправильно определялся размер арендной платы. Федеральной службой возбуждено несколько дел в отношении различных государственных органов, которые отбирали финансовые организации для предоставления различных финансовых услуг, не проводя обязательных конкурсных процедур. В общей сложности, Северо-Осетинским отделением ФАС было возбуждено 81 административное дело.

         Больной вопрос для нашего не совсем здорового населения — это рынок лекарственных препаратов. Поэтому ФАС с пристрастием следит за аукционами фармацевтов. Можно привести пример, когда 8 фармацевтических компаний став участниками размещения заказа на поставку лекарственных препаратов, заранее поделили 25 лотов. И каждый еще до начала аукциона точно знал, обладателем какого лота он станет.  То  есть  здесь  не было соперничества за заключение   государственного контракта. Результатом этого аукциона стало поддержание максимально высоких цен.

         Таким образом, экономия бюджетных средств вылилась в смехотворную - сумму в 1014,56 рублей при , общей сумме заключенных контрактов в 10571342,92 руб. Это что, эффективное - расходование бюджетных средств, к которому нас всех призывают?

ФАС признал эти действия участников согласованными и выдал участникам 8 предписаний, законность которых предстоит опять отстаивать в судах.

         Еще несколько лет назад термин «госзакупка» был известен определенному кругу государственных служащих. Это было таинство, в которое простого гражданина не считали нужным посвящать. Сегодня каждый, кому интересны «аппетиты» чиновников может узнать о них на сайте goszakupka.ru. Там есть общие сведения о - том, в чем нуждаются чиновники любого уровня. А вот способы, порядок и условия размещения гражданину не объясняются. Но именно в этих трех пунктах наблюдаются нарушения. Именно ФАС призван отслеживать

правильность таких закупок. Так в 2010 году и было возбуждено рекордное количество — 267 дел об адми­нистративных правонарушениях в госзакупках. 53 из  них были возбуждены на основании жалоб граждан, которые интересовались положением дел в этой обла­сти. Из них были отозваны 6, а 17 были вполне обосно ванными. По итогам же всех 267 дел было вынесено 79 постановлений о наложении административных штра­фов на сумму 100377000 рублей. Исполнено было 36 на сумму 925000 рублей. На стадии исполнения находится 48 постановлений на сумму 182000 рублей. В итоге в казну поступило штрафов на сумму 925000 рублей из 100377000 руб.

        Структура Федеральной антимонопольной службы сформирована таким образом, что имеет возможность привлечь и представителей разных отраслей. При ФАС России действует Общественно-консультативный со­вет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей.

         Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности: Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции,   Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному ком­плексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринима­тельства. В состав Экспертных советов входят участни­ки рынков, представители некоммерческих организа­ций и контролирующих органов власти.

       Таким образом, законы рождаются при непосред­ственном участии тех, для кого эта служба создана. И двери ее открыты для всех, кто захочет вести честный, прозрачный бизнес.

Как бы нам не было привычно нынешнее состоя­ние бизнеса и методы его ведения, диалектика жиз­ни и пример западного бизнеса говорят о том, что неминуемо придет время, когда вести любое дело выгодней будет порядочными и цивилизованными методами. Таков был контекст пресс-конференции руководителя Северо-Осетинского УФАС Батырбека Магрезовича Джиоева, состоявшейся 17 марта во Владикавказе.

Батырбек Магрезович заверил, что вверенная ему служба всегда готова помочь консультациями и советами всем, кто в них нуждается.

 

 

 

                                                                                                                                                                                               Раиса ЦАЛЛАГОВА