Антимонопольная служба - на страже закона

Самой острой проблемой для ре­спублики в 2010 году, по признанию ру­ководителя Северо-Осетинского УФАС Батырбека Джиоева, была защита кон­куренции на рынке электрической энергии. Рассмотрение дела, возбужденного антимонопольным органом в отношении ОАО «МРСК СК», проходило сложно, ответчик обжаловал решения в вышестоящие инстанции. «Проблема заключалась в том, что в целях урегулирования отношений по передаче электрической энергии общество с ограниченной ответственностью «Жилкомэнерго» неоднократно обращалось в открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» с предложениями о заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Однако ОАО «МРСК СК» отказывалось от заключения договора по основаниям, которые не предусматриваются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», - пояснил Б. Джиоев. Он также подчеркнул, что «в целях пресечения противоправ­ного поведения ОАО «МРСК СК» Северо-Осетинское УФАС России выдало ему предписание о прекращении нарушения Правил недискриминационного доступа к товарам.

Теперь управление отстаивает законность своего решения и предписания в судебных инстанциях. Кроме того, имеют место случаи, когда «Межрегио­нальная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» затягивала процесс подключения малых пред­приятий к электрическим сетям. По ре­зультатам контрольного мероприятия, которое проводилось Управлением, в отношении ОАО «МРСК СК» возбуждено 8 дел. «Следует сказать, что общество при осуществлении процедур техприсоединения создавало различные пре­пятствия для хозяйствующих субъектов, а именно: нарушало порядок приема заявок     на технологическое присоединение; требовало документы, которые не предусматриваются Правилами недискриминационного доступа; затягивало направление проектов договоров и технических условий; завышало размер оплаты за техприсоединение от 4000 до 30000 рублей вместо установленных 550 рублей до 15 кВт. За вышеуказанные действия (бездействия) ОАО «МРСК СК» было признано нарушающим требова­ния положений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защи­те конкуренции», - уточнил руководитель ФАС. Обществу были выданы предписа­ния об устранении последствий нару­шения Правил недискриминационного доступа. Законность одного из принятых решений и предписания в судебных ин­станциях Управление уже отстояло. За указанные нарушения ОАО «МРСК СК» привлечено к административной от­ветственности, назначен штраф в раз­мере 190 млн рублей. И теперь Северо-Осетинскому УФАС России предстоит бороться за свой штраф в судах.

Между тем под постоянным контро­лем антимонопольного органа находит­ся еще один монополист. В прошлом это ООО «Кавказрегионгаз», а теперь ООО «Газпроммежрегионгаз Пятигорск»; - «По этому вопросу следует отметить, что в управление обратилась прокуратура Правобережного района РСО-А с заявлением о том, что общество прекратило подачу газа МУП «Металлист» в г. Беслане. А это повлекло за собой полное отключение потребителей Правобереж­ного района от тепловой энергии в зим­нее время. По данному факту Северо-Осетинское управление ФАС по РСО-А возбудило дело в отношении общества. Однако в связи с тем, что на момент вы­несения решения поставка газа МУП «Металлист» была восстановлена, анти­монопольный орган предписание не вы­дал», - сказал Батырбек Магрезович.

В 2010 году антимонопольным ве­домством возбуждались дела и в отно­шении монополистов в области связи. Это коснулось общества с ограниченной ответственностью «ЮТК». В отношении него антимонопольный орган возбудил 2 дела, одно из которых - по заявлению Минэкономразвития РСО-А.  «Наруше­ние ОАО «ЮТК» выразилось в отказе вы­дачи технических условий на прокладку кабеля для присоединения местных опе­раторов связи ООО «Иртелком» и ООО «Твинго» к магистральным операторам связи ООО «Ростелеком» и ООО «Синтера» с целью оказания более дешевых услуг интернет связи. По итогам рас­смотрения дел ОАО «ЮТК» было выдано 2 предписания, которые теперь находят­ся в стадии судебного разбирательства», - отметил руководитель ведомства.

По словам Батырбека Джиоева, «остро на протяжении всего 2010 года стоял вопрос роста/снижения цен на лекарственные средства». По поруче­нию Правительства РФ и ФАС России в прошлом году Управлением проводил­ся мониторинг цен на лекарственные средства. В результате мониторинга за нарушение ценообразования на лекар­ственные средства, отнесенные к ЖНВЛ, к административной ответственности были привлечены 6 хозяйствующих субъ­ектов. С них были взысканы админи­стративные штрафы в размере 291700 рублей.

«Что касается мониторинга реали­зации положений ФЗ «О торговле» и мо­ниторинга агропродовольственных рын­ков, то по поручению Правительства РФ и ФАС России территориальные органы также проводили еженедельный монито­ринг цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В результате такого исследования антимонопольное ведомство установило, что на отдельные виды продовольственных товаров в тече­ние 30 календарных дней подряд рознич­ные цены увеличились на 30%. В связи с чем управление направило Правитель­ству РСО-А предложение обратиться в Минэкономразвития РФ для введения предельных розничных цен на яйца кури­ные и на картофель», - доложил в своем докладе Б. Джиоев.

   В результате осуществления про­верочных мероприятий торговых сетей Северо-Осетинское УФАС России выяви­ло, что торговые сети заключают догово­ры с поставщиками, которые не содержат спецификации товаров, т.е. не содержат самого предмета договора, а ряд про­дуктов поставляется в торговые сети без соответствующих договоров. По указан­ным фактам антимонопольный орган готовит дела к возбуждению.

В 2010 году Северо-Осетинское УФАС России провело 4 плановые и 18 внепла­новых проверок. В ходе этих контрольных мероприятий было проверено 1183 раз­мещения заказов, из них 204 нарушали законодательство о размещении зака­зов. Более того, в 2010 году в Управление поступило 53 жалобы на действия заказ­чиков, уполномоченных органов, специа­лизированных организаций, конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. Из них отозваны 6 жалоб, а в результате рас­смотрения по существу обоснованными признаны 17 жалоб. Остальные 30 обо­снованными признаны не были. Важно отметить и то, что на сегодняшний день в реестр недобросовестных поставщиков Управление включило сведения о 23 хо­зяйствующих субъектах.

За нарушение законодательства в сфере размещения заказов в 2010 году было возбуждено 267 дел об административных правонарушениях. В то числе возбуждено 78 дел по фактам нарушения законодательства о размещении заказов при принятии решения способе размещения заказа, 175 дел - по фактам нарушения порядка размещения заказа, 7 - по фактам нарушения условий государственных и муниципальных контрактов. По итогам их наложено административных штрафов  на общую сумму 1377 тыс. руб., из которых исполнено 36 постановлений на сумму 925 тыс. руб., а 43 постановления на сумму 182 тыс. руб. находятся на стадии исполнения. Всего в отчетном период Северо-Осетинское УФАС России взыскало в федеральный бюджет штрафов сфере размещения заказов на  общую сумму 1208 тыс. руб.

 

 

Зара ВАЛИЕВА