Рынок недвижимости без конкуренции

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В 2015 г. сотрудники Северо- Осетинского УФАС России  провели   плановую документарную выездную проверку Управления  муниципальным  имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства АМС г. Владикавказа (далее - УМИЗРАГ).

Предметом проверки являлось соблюдение УМИЗРАГ требований ФЗ «О защите конкуренции».   

По результатам проверки  УФАС возбудило в отношении Администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее – АМС г. Владикавказа)  дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в том, что администрация приняла постановление  № 1640 от  18.07.2013 г. «Об утверждении административного регламента предоставления   муниципальной  услуги «Прием документов, а также выдача решений о переводе или отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое, а также выдача документа, подтверждающего принятие соответствующего решения» (далее - Регламент). При этом  требования пункта 2.6 Регламента  не учитывали положения пункта 2.1  статьи 23  Жилищного Кодекса  Российской Федерации (далее - ЖК РФ). А именно, согласно пункту 2.6 Регламента, обязательными для представления в АМС г. Владикавказа,  одновременно с заявлением  собственника о переводе помещения, являлись, в том числе, правоустанавливающие документы на помещение, план переводимого помещения с его описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения), поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.  

Непредставление указанных в пункте 2.6 Регламента документов могло явиться основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления, что подтверждается п.2.9 Регламента.

В то же время, Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 2.1 статьи 23) установлено, что заявитель вправе не представлять план помещения и поэтажный план здания, а в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и правоустанавливающие документы на помещение.

Таким образом, Регламент устанавливал требование о представлении документов, которые в соответствии с ЖК РФ заявители могли не представлять.

Учитывая, что перевод помещений из жилого в нежилой фонд, как правило, осуществляется с целью  дальнейшего использования  переводимых помещений для осуществления предпринимательской деятельности,  подобные действия Администрации местного самоуправления  г. Владикавказа  могли привести к ограничению конкуренции на рынке использования нежилой недвижимости и ограничить заявителей в получении данной муниципальной услуги. 

На основании изложенного, Северо-Осетинское УФАС России признало АМС г. Владикавказа нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

АМС г. Владикавказа обжаловала решение УФАС в Арбитражный суд РСО-Алания, который 15 марта 2015 года отказал Администрации в удовлетворении заявленных требований.

 

Справочно: В рамках указанной проверки  Северо-Осетинское УФАС России выявило ещё одно нарушение АМС г. Владикавказа.   Нарушение выразилось в  том, что АМС  г. Владикавказа приняла акт – постановление № 1639 от   18.07.2013г. «Об утверждении административного регламента предоставления  муниципальной услуги «Прием заявлений и выдачи градостроительных  планов земельных участков»  (далее - Регламент), в котором положения пункта 2.6 содержат требования к заявителю о предоставлении   документов, не предусмотренных  частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Непредставление указанных в пункте 2.6 Регламента документов могло явиться основанием для отказа заявителю в удовлетворении заявления.

В то же время,  Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 17 статьи 46) установлено, что  проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16   статьи 46  не требуется. Таким образом, Регламент устанавливал требование о представлении документов, которые в соответствии с  Градостроительным кодексом РФ заявители могли не представлять.

Согласно части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Комиссия  антимонопольного управления посчитала,  что бездействие  АМС г. Владикавказа, выразившиеся в том, что Администрация не предприняла мер в по внесению изменений  в постановление  № 1639 от  18.07.2013 г., предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, является  нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,  поскольку  указанные необоснованные требования могли привести к  ограничению конкуренции на рынке капитального строительства.

Арбитражный суд РСО-Алания согласился с позицией Северо-Осетинского УФАС России и отказал АМС г. Владикавказа в удовлетворении требований об отмене решения антимонопольного органа.