УФАС защитил интересы 220 тыс. человек
Ранее, в республиканской газете «Северная Осетия» (№39 от 07.03.2015 г.) была опубликована информация о том, что ОАО «Севкавказэнерго» (Далее – Общество) проводит лотерею. Данная информация обладала всеми признаками рекламы, поскольку была направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - стимулирующей «лотерее», условия проведения которой были указаны в рекламе: наличие призового фонда, тиражной комиссии, оборудования (компъютерная жеребьевка), розыгрыш призов. Рекламное объявление было направлено на формирование и поддержание интереса к лотерее и адресовано неопределенному кругу лиц - читателям газеты «Северная Осетия».
Однако УФАС установил, что форма подачи информации в объявлении умышленно искажала смысл рекламы. А именно, рекламное объявление содержало информацию о том, что Общество является организатором «лотереи», между тем, как ОАО «Севкавказэнерго» не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение лотереи, а также не является оператором лотереи на основании заключенного контракта с организатором лотереи. Следовательно, ОАО «Севкавказэнерго» ввело потребителей рекламы в заблуждение относительно своих прав на проведение лотереи. Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона о лотереях призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи. Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи, А размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее, чем 50 процентов (п.1 части 1 статьи 10 Закона о лотереях). Однако Общество, называя стимулирующее мероприятие «лотереей», призовой фонд формировало не за счет 50 процентов выручки, а на основании приказа ОАО «Россети» (ОАО «Севкавказэнерго»), в котором было указано, что «финансово-экономическому департаменту необходимо обеспечить финансирование расходов, запланированных на 1 квартал 2015 г. в статьях «PR-услуги» и «культурно - массовые мероприятия).
Так, Обществом было сформировано ложное представление у потребителей о фактическом призовом фонде так называемой «лотереи», поскольку размер призового фонда, фактически, не зависел от выручки, проводимого мероприятия, а был заранее утвержден приказом Общества.
Используя название «лотерея», которое указывало на привлекательную сторону проводимого мероприятия, ОАО «Севкавказэнерго» сформировало у потребителей рекламы ложное представление о проводимой акции, о её призовом фонде и правомочности Общества на проведение «лотереи».
Таким образом, данное рекламное объявление содержало недостоверную информацию и ввело в заблуждение 220 тыс. человек, которые стали участниками «лотереи».
Северо – Осетинское УФАС России признало ОАО «Севкавказэнерго» нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе по факту опубликования указанной рекламы в газете «Северная Осетия».
Не согласившись с доводами антимонопольного управления, Общество обжаловало решение в судебном порядке (дело №А61-1285/2015). Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания и Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отклонили доводы ОАО «Севкавказэнерго» и оставили решение и предписание Северо – Осетинского УФАС России без изменения.