Три судебные инстанции подтвердили правоту антимонопольного органа
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал решение Северо-Осетинского УФАС России обоснованным и поставил точку в споре антимонопольного управления и Комитета ЖКХ и энергетики АМС г. Владикавказа.
Напомним, что Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания контролирует соблюдения требований Федерального закона «О защите конкуренции» по вопросу отбора управляющих организаций для управления возведенными жилыми многоквартирными домами.
В рамках своих полномочий специалисты УФАС установили, что во Владикавказе в период с 01.06.2011 г. по 23.10.2012г. были введены в эксплуатацию 24 многоквартирных дома.
Согласно части 13 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ в течение десяти рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит в соответствии с частью 4 указанной статьи открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данным домом.
Обязанности по проведению таких конкурсов возложены на Комитет ЖКХ и энергетики АМС г. Владикавказа (п.2.2.17 Положения о Комитете). На основании п.2.6.3 данного Положения, Комитет обязан проводить конкурс среди юридических лиц на право обслуживания, эксплуатации и ремонта муниципального и жилищного фонда.
Северо-Осетинское УФАС России возбудило в отношении Комитета дело по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции.
В ходе данного дела, представитель Комитета сообщила, что администрация местного самоуправления г. Владикавказа исполнила предписания антимонопольного органа, которое было направлено в 2013 г и объявила открытые конкурсы по отбору управляющих организаций по управлению многоквартирными домами, а информация о проведении этих конкурсов разместила на сайте АМС г. Владикавказа.
Однако исследовав материалы дела, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России выяснила, что в установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ срок открытые конкурсы Комитетом проведены не были.
Такое бездействие Комитета могло привести к недопущению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными жилыми домами, поскольку в отсутствие объявленного открытого конкурса управляющие организации не располагают сведениями о возможности заключения договора управления, в силу чего исключалась возможность доступа управляющих организаций к рынку услуг по управлению возведенными многоквартирными домами.
Таким образом, Северо-Осетинское УФАС России признало Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики АМС г. Владикавказа, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Арбитражный суд РСО-Алания поддержал позицию УФАС и 28 октября2014 г отказал Комитету в удовлетворении заявленных требований отменить решение антимонопольного органа.
21 января 2015 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд также согласился с мнением антимонопольного органа по данному вопросу и признал решение Северо-Осетинского УФАС России законным.
28 апреля 2015 года Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поддержал позицию УФАС, признал её законной и отказал Комитету ЖКХ и энергетики АМС г. Владикавказа.