ПРЕСЕЧЬ КАРТЕЛЬНЫЙ СГОВОР - В ЭТОМ ОДНА ИЗ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РСО-Алания
Рост/снижение цен на авиаперевозки, бензин, лекарственные препараты, продукты первой необходимости - эти темы не озвучиваются без эпитета "злободневные". Отдельной строкой в обозначенном списке - отключение газа. Отсутствие в домах голубого топлива еще можно как-то пережить в летнее время, но в разгар зимы - это уже слишком. Именно такому испытанию были подвергнуты жители Правобережного района: в зимнее время ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" прекратила подачу газа МУП "Металлист" г. Беслан. По данному факту Северо-Осетинское Управление ФАС возбудило дело против газовиков. Но обошлось без предписания: к моменту вынесения решения поставка газа была возобновлена.
Однако не всегда монополисты "идут на мировую". Иной раз их действия приходится обжаловать в судебном порядке, и нет никаких гарантий, что нарушитель признает свою вину. Именно так произошло с монополистами в области связи. УФАС возбудило в отношении 000 "ЮТК" два дела: связистам вменялся в вину отказ выдачи технических условий на прокладку кабеля для подсоединения местных операторов связи 000 "Иртелком" и 000 "Твинго" к операторам магистральной связи 000 "Росттелеком" и 000 "Синтера" для оказания более дешевых услуг Интернет связи. В настоящий момент два предписания, выданные по итогам рассмотрения дел 000 "ЮТК", находятся в стадии судебного разбирательства.
Увы, зачастую "накрутка" на стоимость тех или иных услуг происходит благодаря особенностям российского законодательства. Так, Северо-Осетинское УФАС проводит антимонопольное расследование по трем делам, два из которых - по поводу действий нашего аэропорта: по мнению заявителей, он устанавливает необоснованно завышенные цены на обслуживание. А это, в свою очередь, влечет повышение цен на билеты. Однако далеко не факт, что имеет место расхождение с буквой закона. По словам представителей авиакомпаний, в определенные периоды спрос на авиабилеты значительно повышается, что приводит к быстрой реализации билетов дешевых подклассов. В связи с чем, соответственно, пассажиры вынуждены приобретать оставшиеся в реализации более дорогие билеты. Есть и еще один юридический казус: в соответствии с воздушным кодексом РФ плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается самими перевозчиками, а лимитов цен на авиабилеты по классам и подклассам для воздушных перевозчиков буквой закона не установлено. Тем не менее, УФАС продолжает работу по авиаперевозкам, в том числе и по поводу непредставления слотов новым авиакомпаниям, изъявившим желание "засветиться" на нашем рынке. Таким образом, не исключено "перекрытие крана" потенциальным конкурентам, работа которых неизбежно снижает стоимость перелетов.
Кстати, о конкуренции. Чем больше "игроков" на российском экономическом "поле", тем ниже цены. Монополисты это прекрасно знают и всячески препятствуют появлению на рынке очередных конкурентов.
Вот и в случае с так называемым "аукционом", в котором приняли участие 8 компаний, работающих на рынке фармацевтических услуг. Предмет аукциона был поделен на 25 лотов, а его участники должны были соперничать за заключение госконтракта. Однако "соперники" оказались на удивление покладистыми, предварительно договорившись о том, кто станет победителем торгов по тому или иному лоту. В результате сговора участники открытого аукциона дружно поддержали максимально высокие цены, заставляя потребителя при ознакомлении с ценниками в аптеке судорожно искать в кармане валидол. Осуществление согласованных действий по лотам открытого аукциона привело к заключению госконтрактов на общую сумму 10 млн 571 тыс. 342 рубля, при этом сумма экономии бюджетных средств в ходе аукциона составила 1 млн 014 тыс. 56 рублей. Таким образом, заключение госконтрактов повлекло неэффективное расходование бюджетных средств, - убеждены в Управлении Федеральной антимонопольной службы РСО-А. Исходя из этого, Управление выдало хозяйствующим субъектам 8 предписаний. Тем не менее законность вынесенного решения и выданных предписаний антимонопольной структуре предстоит еще отстаивать в судах.
Что касается вопроса о картельном сговоре, то для пресечения такого рода нарушений необходима оперативно-розыскная деятельность. Подобными полномочиями Северо-Осетинское УФАС России не обладает. Осуществлять такую деятельность антимонопольный орган имеет право только совместно с прокуратурой и МВД.
Еще один пример из этого же ряда - направленные на ограничение конкуренции согласованные действия семи компаний, осуществлявших оптовый закуп нефтепродуктов. Жители республики прекрасно помнят о том, как вдруг в одночасье на владикавказских АЗС установилась одна и та же цена на топливо. Естественно, завышенная. У компаний не нашлось доказательств того, что причиной одновременного установления розничных цен на бензин и дизтопливо стали объективные экономические предпосылки. Казалось бы, картельный сговор налицо. Но судебные органы не усмотрели в этом деле каких-либо согласованных действий, попеняв антимонопольной структуре на недостаточное изучение рынка. Суд апелляционной инстанции практически продублировал решение Арбитражного суда РСО-А. И только в суде кассационной инстанции Северо-Осетинскому УФАС России удалось указать на те факты, которые не были изучены судами первой и второй инстанций и добиться возвращения дела на новое рассмотрение. Остается надеяться, что 12 томов доказательств, представленных в обоснование доводов антимонопольного Управления, на этот раз будут восприняты Арбитражным судом РСО-А как свидетельство о согласованных действиях, и компании все-таки заплатят штрафы (5 млн 63 тыс. руб.), наложенные антимонопольным ведомством за нарушение антимонопольного законодательства.
Ликвидацию конкурентов как класс пытаются осуществить не только отдельные предприниматели, но и... органы государственной власти. По словам руководства УФАС, владикавказская мэрия предоставляла муниципальное имущество в аренду без проведения конкурсных процедур. Нарушения подобного рода совершались, и различными муниципальными заведениями: в общей сложности Управлением пресечено 29 фактов незаконного предоставления в аренду муниципального имущества. Сотрудниками УФАС также возбуждены дела в отношении различных органов госвласти, проводивших отбор организаций для предоставления различных финансовых услуг без проведения конкурсных процедур. Согласно предоставленной информации, в списке нарушителей - Министерства промышленности, образования, социальной защиты и труда, инвестиций, имущественных отношений, экономического развития, сельского хозяйства, а также Управление федеральной миграционной службы и Фонд обязательного медицинского страхования. В результате за нарушения антимонопольного законодательства Северо-Осетинским УФАС возбуждено 81 административное дело, вследствие чего наложены штрафы в общей сложности на сумму 197 млн 819 тыс. 500 рублей. Увы, уплачена из них лишь пятая часть - 38 млн 591 тыс. 500 рублей.
Разумеется, не был обойден стороной и вопрос ценообразования на продукты первой необходимости. По итогам мониторинга УФАС РСО-А сделало вывод, что на отдельные виды продовольствия в течение 30 календарных дней подряд розничные цены увеличились на 30%. То есть, по одному проценту в день. В связи с этим Управление адресовало Правительству Северной Осетии предложение обратиться в Министерство экономического развития РФ для введения предельных розничных цен на картофель и куриное яйцо.
ПЕТР ТИТОВ