Мониторинг цен на продовольственные товары

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет  контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а также в части обоснованности ценообразования на товары в случае заключения участниками рынка антиконкурентных соглашений. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Вместе с тем рынки услуг розничной торговли продовольственными товарами в Российской Федерации в целом являются конкурентными. Хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно устанавливать цены на реализуемую продукцию в зависимости от конъюнктуры рынка (спрос и предложение). При этом необходимо отметить, что государственное регулирование цен в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Согласно действующему законодательству Российской Федерации, цены на продовольственные товары не подлежат государственному регулированию, за исключением установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен на социально значимые продукты питания в определенных условиях и на определенный срок. При этом Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) предусматривает возможность государственного регулирования цен на социально значимые продовольственные товары. Так, согласно частям 5, 6 статьи 8 Закона о торговле в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем 90 календарных дней. Согласно пунктам 3 и 4 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530, подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены. Стоит отметить, что подобные меры «замораживания» цен за все время их действия Правительством Российской Федерации не применялись в связи с отсутствием оснований.