Задача антимонопольного органа состоит в том, чтобы конкуренция помогала развитию экономики России

Замглавы ФАС рассказал о примере «ноу-хау» при рассмотрении дел и об институте «доверенных лиц» в нашей стране
 
В экономической теории существует несколько моделей экономики. Отечественная экономика имеет постсоветский характер, который сформировал огромное количество монополий и мощную межотраслевую координацию, содержащую в себе признаки картеля, что негативно влияют на конкуренцию и порождают злоупотребления.
 
Этот фактор привел к тому, что в процессе преобразований в 90-е гг. был создан первый российский антимонопольный орган для защиты и развития конкуренции.
 
«Задача нашего ведомства состоит в том, чтобы конкуренция помогала развитию экономики России», - заявил статс-секретарь-заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский в ходе сессии «Двусторонняя монополия: почему проблема важна для России и причем тут антитраст» в рамках Гайдаровского форума.
 
Название этой сессии состояло из обсуждения вопроса и выработки его решений, когда рынок устроен так, что на нем присутствует один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист). При такой ситуации ни монополист, ни монопсонист не могут рыночными способами принудить вести друг друга так, как это было бы в условиях конкурентного рынка. Поэтому условия ведения предпринимательской деятельности определяются способностью совместно выработать решение проблемы.
 
В качестве примера Андрей Цариковский указал дело, где участвовали металлургические компании, одна из которых являлась монополией, а другая – монопсонистом.
 
«Спор между компаниями имел гражданско-правовой характер, и у компаний была возможность решить его через суд или сесть за стол переговоров. Подлежит ли рассмотрению такой спор в антимонопольном органе? По моему мнению, такие дела должны рассматриваться в ФАС России и наша правоприменительная практика это подтвердила, - указал замруководителя ФАС. - Основной критерий – публичный интерес. Материалы дела показали, что деятельность этих компаний влияют на экологическую обстановку, а тем самым затрагивает и общественный интерес».
 
«И здесь стоит отметить следующую проблему: у нас мало медиаторов, обладающих двумя факторами, – знаниями и хорошей репутацией. В этом деле эту роль на себя взяла ФАС России, т.к. мы государственный орган власти и мы защищаем публичный интерес", - добавил он. 
 
«Существующие инструменты ФАС России позволили нам применить «ноу хау» – мы выдали предупреждение обоим участникам этого дела. Это стало побуждением к миру и к решению спора. Не исполнив его, могли пострадать обе стороны спора – и монополист, и монопсонист», - сказал Андрей Цариковский.
 
«В результате спор был решен. Предполагаю, что такие дела в ФАСе еще будут, но когда окончательно сформируется институт «доверенных лиц», такие дела уйдут из нашей компетенции», - заключил замруководителя службы.