Встреча Дмитрия Медведева с руководителем Федеральной антимонопольной службы Игорем Артемьевым

Обсуждались, в частности, вопросы контроля за тарифообразованием в жилищно-коммунальной сфере.

 

 

Из стенограммы:

 

Д.Медведев: Игорь Юрьевич, давайте о двух вещах поговорим.

Сначала хочу сообщить: мы выпустили решения (я имею в виду Правительство Российской Федерации) по отчётности и контролю за бенефициарными владениями, что необходимо для надлежащего выполнения вами своих функций как федерального антимонопольного органа.

 

Это три постановления Правительства, касающиеся отчётов по владениям с юридическим титулом или, как принято говорить, бенефициарным владениям в самых разных юрисдикциях, с тем чтобы в этом случае обязанность по получению информации, по предоставлению информации для отчётности возлагалась на самих владельцев. Надеюсь, это позволит более чётко, более оперативно выстроить работу и вам лучше контролировать соблюдение антимонопольных правил.

 

Эти документы вышли, а вопрос мой вот какой. Я хотел бы узнать, как обстоят дела с исполнением поручения, которое давалось в ряд адресов, в том числе в адрес Федеральной антимонопольной службы, по контролю за тарифообразованием в жилищно-коммунальной сфере. Этот вопрос волнует большое количество людей.

 

И.Артемьев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Прежде всего спасибо большое за упомянутые постановления Правительства. До сих пор в законодательстве был ряд неопределённостей – я имею в виду закон о стратегических инвестициях, иностранных инвестициях в российскую экономику, – и нашим бенефициарным владельцам часто было не вполне понятно, в какие сроки, кому, какие пакеты документов предоставлять, а сейчас благодаря этим постановлениям создана стройная система, по сути дела, регламентов. И у государственных служащих, таких как сотрудники ФАС, не остаётся повода уже заниматься какими-то художествами…

 

Д.Медведев: Можно чётко действовать по инструкции.

 

И.Артемьев: Действовать по инструкции, а самое главное, что те же инвесторы, российские и иностранные, знают, что мы по-другому не имеем права действовать. Это значит, что здесь наведён порядок.

 

Д.Медведев: Это им упрощает жизнь. Они понимают, что с них будут требовать, а чего требовать не должны.

 

И.Артемьев: Да, и более надёжной становится эта система. Огромное спасибо.

Что касается системы тарифообразования. Правительство в последние годы проводило жёсткую политику ограничения роста тарифов. И то, что предельные тарифы утверждались Правительством по системе «инфляция минус», то есть, по сути, в сопоставимых ценах они не росли, а уменьшались в последние годы, это существенным образом изменило картину. У нас такого в принципе не должно быть, чтобы тарифы росли больше чем на 3–5% сегодня. Столько и составляет инфляция. Но у нас, к сожалению, ещё с 1990-х годов были накоплены законодательные ошибки, которые позволяли в регионах повышать эти тарифы выше, чем установлено Правительством. Сегодня вы решили, что это будет 3,5%, максимум 4% для разных регионов, дифференциал совсем небольшой – между 3,5 и 4. Мы же зафиксировали ранее около 800 случаев, когда на основании дыр в законодательстве региональные органы местного самоуправления повышали тарифы выше. Более того, они делали это законно, эти дыры в законе позволяли им это делать, мы даже отменить это не могли.

 

Д.Медведев: А у людей, у граждан нашей страны это вызывало недоумение, подчас переходящее в негодование. Потому что говорят: тарифы индексируются на инфляцию. Все знают, что инфляция 3,5–4%, например, а цифра в счёте возрастает не на 4%, а, допустим, на 8%.

 

И.Артемьев: Даже на 76.

 

Д.Медведев: Я уж не говорю об экстремальных случаях, с которыми надо разбираться, но даже такое увеличение против инфляции раздражает, естественно, это неправильно.

 

И.Артемьев: Мы всё собрали по Вашему поручению, подготовлены все поправки в федеральные законы. Они прошли согласование на уровне вице-премьеров. Мы получили уже положительное заключение главного правового управления Администрации Президента, мы готовы. Прошу Вашей поддержки в вынесении на Правительство этих актов (их два – один по электроэнергетике, другой по жилищно-коммунальному хозяйству), с тем чтобы Государственная Дума смогла принять эти поправки в законы. И тогда у нас будет одна-единственная развилка: первое – это предельный тариф, установленный Правительством, и второе – с согласия Правительства можно будет делать инвестпрограмму, когда нужно построить что-то новое, улучшить качество воды или, скажем, уменьшить потери тепла.

 

Д.Медведев: И когда допустимы отклонения, но объяснимые для тех, кто использует эти тарифы.

 

И.Артемьев: Да, и только в рамках инвестпрограммы. А все остальные произвольные вещи (повторяю, было до 800 таких нарушений в этом году) исчезнут, уйдут в прошлое и перестанут раздражать наших граждан.

 

Д.Медведев: Давайте законопроект такой подготовим, внесём. Нужно, конечно, смотреть, как он будет применяться, следить за его исполнением. Но если это позволит выстроить более эффективную систему, более понятную, открытую, прозрачную, и следить за тем, что происходит с тарифами, – будет хорошо.

 

Управление общественных связей ФАС России