УФАС защитил интересы 220 тыс. человек

Ранее, в республиканской газете «Северная Осетия» (№39   от  07.03.2015 г.) была опубликована информация о том, что ОАО  «Севкавказэнерго» (Далее – Общество) проводит лотерею. Данная  информация обладала всеми признаками рекламы, поскольку была направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования  - стимулирующей «лотерее», условия  проведения которой были указаны  в рекламе: наличие  призового фонда, тиражной  комиссии, оборудования (компъютерная жеребьевка), розыгрыш призов.  Рекламное объявление было  направлено  на формирование и поддержание интереса к  лотерее и адресовано  неопределенному кругу лиц - читателям газеты «Северная Осетия».

Однако УФАС установил, что форма подачи  информации в   объявлении  умышленно искажала смысл рекламы. А именно, рекламное объявление  содержало  информацию о том, что Общество является  организатором «лотереи», между тем, как  ОАО «Севкавказэнерго» не является  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение лотереи, а также не является оператором лотереи на основании заключенного контракта с организатором лотереи.  Следовательно, ОАО «Севкавказэнерго» ввело потребителей рекламы  в заблуждение  относительно  своих прав  на проведение лотереи.  Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона о лотереях призовой фонд лотереи  формируется за счет выручки от проведения лотереи. Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи, А размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведения лотереи должен составлять не менее, чем 50 процентов (п.1 части 1 статьи 10 Закона о лотереях). Однако Общество, называя стимулирующее мероприятие «лотереей», призовой фонд формировало  не за счет 50 процентов  выручки, а на основании приказа ОАО «Россети» (ОАО «Севкавказэнерго»),  в  котором  было указано, что «финансово-экономическому департаменту необходимо обеспечить финансирование расходов, запланированных на 1 квартал 2015 г.  в статьях «PR-услуги» и  «культурно - массовые мероприятия).

Так, Обществом  было сформировано  ложное представление у потребителей  о фактическом призовом фонде так называемой  «лотереи», поскольку  размер призового фонда, фактически, не  зависел от выручки, проводимого мероприятия, а был заранее утвержден приказом  Общества. 

Используя  название «лотерея», которое  указывало на привлекательную сторону проводимого мероприятия, ОАО «Севкавказэнерго» сформировало у потребителей рекламы ложное представление о проводимой акции, о её призовом фонде и правомочности  Общества на проведение «лотереи».

Таким образом, данное рекламное объявление  содержало  недостоверную  информацию и ввело в заблуждение  220 тыс. человек, которые стали участниками «лотереи».

Северо – Осетинское УФАС России признало ОАО  «Севкавказэнерго»  нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе по факту опубликования  указанной рекламы в газете «Северная Осетия».

Не согласившись с доводами антимонопольного управления, Общество обжаловало решение в судебном порядке (дело №А61-1285/2015). Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания и Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отклонили доводы ОАО «Севкавказэнерго» и оставили решение и предписание Северо – Осетинского УФАС России без изменения.