В Париже проходят мероприятия Комитета по конкуренции ОЭСР

В период с 15 по 18 декабря 2014 года в Париже проходят заседания Комитета по конкуренции ОЭСР и его рабочих групп. Делегацию Российской Федерации на мероприятиях возглавляет Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России. В состав российской делегации входит представитель Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции» - председатель Генерального Совета партнерства Анна Нумерова.

15 декабря 2014 состоялось заседание Рабочей группы № 2 по конкуренции и регулированию Комитета по конкуренции ОЭСР, на котором обсуждались результаты экспертных исследований по ряду вопросов, представляющих практический интерес для антимонопольных органов.

В частности, заседание было посвящено обсуждению инструментария по оценке конкуренции, опыту стран по структурному разделению в различных секторах, исследованиям рынка 6 стран Латинской Америки.

К сессии, посвященной структурному разделению, ФАС России представила свою позицию с информацией о проведенных в России структурных реформах на рынке природного газа, электроэнергии, железнодорожных услуг и т.п.

16 декабря 2014 года состоялось заседание Рабочей группы № 3 по сотрудничеству и правоприменению. ФАС России представила свое видение по ряду вопросов повестки дня.

В связи с растущей значимостью роли практического международного взаимодействия конкурентных органов при проведении расследований особый интерес в конкурентном сообществе вызвала сессия, посвященная разработке модельных положений для международных соглашений о сотрудничестве. По мнению помощника руководителя ФАС России Владимира Качалина, «работа в проектах ОЭСР по укреплению международного сотрудничества является приоритетной для ФАС России. На сегодняшний день наиболее актуальные вопросы взаимодействия с зарубежными партнерами в сфере производства по делам о картелях – это обмен информацией, оказание правовой помощи, в том числе при расследованиях на трансграничных рынках».

Следует отметить, что 16 сентября 2014 года Российская Федерации присоединилась к рекомендации Совета ОЭСР, касающейся международного сотрудничества в расследованиях и судебных разбирательствах в области конкуренции. Рекомендация призвана способствовать выработке и имплементации политики в области эффективного международного сотрудничества между компетентными органами в сфере обеспечения конкуренции.

К состоявшемуся 16 декабря 2014 года круглому столу Рабочей группы № 3 на тему "Маркерные системы в программах смягчения ответственности" ФАС России подготовила доклад, в котором рассказывается о действующей в России программе смягчения ответственности в антикартельных делах, включая систему маркеров.

Раскрытие картелей является одной из стратегических задач ФАС. В России уже сложился опыт уголовных преследований и необходимый инструментарий для раскрытия подобных экономических преступлений.

Согласно международной практике одним из основных инструментов раскрытия сговоров является программа смягчения ответственности. Действующая в России с 2008 года программа требует совершенствования. С начала ее действия были внесены ряд изменений в целях усовершенствования с учетом лучших мировых практик.

В настоящее время, лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о фактах заключения им и участия в антиконкурентном соглашении или согласованных действиях, освобождается от административной ответственности при выполнении в совокупности ряда условий. Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия.

Российским законодательством также предусмотрен механизм смягчения административного наказания.

Хозяйствующие субъекты, которые не смогли воспользоваться программой освобождения от ответственности (т. е. первыми выполнить все необходимые требования) могут предпринять действия для смягчения административного наказания. В частности, к таким действиям относится оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении.

Программа освобождения от ответственности и механизмы смягчения административного наказания, частью которой является маркерная система, зарекомендовали себя как успешный инструмент расследования картелей и иных антиконкурентных соглашений.

Как сказал Андрей Цыганов, «маркер – это свидетельство приоритета клиента и обязательство конкурентного ведомства, позволяющее заявителю в течение определенного периода времени зарезервировать для себе место в очереди на программу смягчения в антимонопольном органе, пока заявитель и его юристы собирают дополнительную информацию с применением внутреннего расследования для завершения подачи заявления на программу смягчения. В случае если, пока первый заявитель собирает информацию, появляется другой заявитель с большим объемом информации, то первым становится второй заявитель, а маркер первого заявителя подлежит аннуляции».

Далее Андрей Цыганов отметил, что «в настоящее время ФАС России ведет активную работу по формализации системы маркеров. Подготовлены соответствующие проекты документов. В дальнейшем предполагается утверждение специального Регламента ФАС России».

Регламент будет описывать потенциальные выгоды маркерным соискателям от маркерной системы, кто имеет право получать маркер, какие шаги должны быть предприняты для инициации процесса, каковы требования для получения маркера, в какой момент маркер перерастает быть предложением программы освобождения, каков процесс получения условного предложения на программу смягчения и что из предъявляемого заявителем необходимо для этого шага.

Работу над совершенствование антимонопольного законодательства и правоприменения уже на протяжении многих лет ФАС России проводит совместно с бизнес-сообществом. Это касается и четвертого антимонопольного пакета поправок, разработанного с учетом основных Рекомендаций ОЭСР для Российской Федерации от 3 июля 2013 года. Разработка системы маркеров, в частности ведется при активных консультациях с экспертами Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции».

«В целом мы всегда при разработке поправок в антимонопольное законодательство учитываем необходимость совершенствования механизмов борьбы с картелями. Так, в «четвертом антимонопольном пакете» мы уточнили само понятие картель, признав картелем не только соглашения конкурентов-производителей, но и конкурентов-покупателей. В дальнейшем мы совместно с другими ведомствами будем работать над синхронизацией уголовного и административного законодательства в части борьбы с картелями и приведением в соответствие программ освобождения как от административной, так и уголовной ответственности. Это полностью соответствует положениям Рекомендаций ОЭСР, данных нам в прошлом году», - подчеркнул Андрей Цыганов.

Доклад ФАС России был встречен участниками круглого стола с большим интересом и способствовал активному развитию дискуссии.

В период с 17 по 18 декабря 2014 года состоятся заседания Комитета по конкуренции ОЭСР, к которым ФАС России представила доклады на темы «Конкуренции и интеллектуальная собственность» и «Институциональный дизайн конкурентных ведомств».

 

 

Пресс-служба ФАС России