В ФАС России состоялось первое заседание Экспертного совета по вопросам развития конкуренции на воздушном транспорте

17 июля 2014 года состоялось первое заседание Экспертного совета Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по вопросам развития конкуренции на воздушном транспорте. Обсуждались вопросы применения динамического ценообразования в сфере авиаперевозок и последующей тематики работы Экспертного совета.

В мероприятии приняли участие представители авиакомпаний, аэропортов и общественных организаций гражданской авиации.

В своем вступительном слове председатель Экспертного совета заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил значимость утвержденных Правительством Российской Федерации мер, направленных на обеспечение устойчивого роста и развитие конкуренции в сфере гражданской авиации, и стимулирующую роль мер антимонопольного регулирования. «Необходим системный подход к решению вопросов обеспечения роста авиаперевозок и изменению структуры перевозок, обеспечивающей рост магистральных перевозок, опережающий рост региональных перевозок, развитие авиации общего назначения, бизнес-авиации, создание условий для низкостоимостных перевозок и формирование сегмента внутренних чартерных перевозок».

Анатолий Голомолзин подчеркнул актуальность обсуждения вопросов ценообразования и системы продаж авиаперевозок, отметив при этом положительный опыт применения динамического ценообразования на железнодорожном транспорте. Особое внимание было обращено на необходимость совершенствования системы продаж авиаперевозок, проведения перевозчиками гибкой ценовой политики, направленной не только на повышение или поддержание устанавливаемой в ходе продаж цены, но и возможного ее снижения при низком спросе.

Начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг в своем выступлении указал на то, что проблемными для потребителей остаются вопросы, связанные с множественностью тарифных предложений авиакомпаний, непрозрачностью формирования цены на авиаперевозку и отсутствием у потребителя возможности выбора нужных опций. Представитель ФАС России проинформировал членов Экспертного совета о проводимой антимонопольным органом работе по формированию базы данных по тарифам на воздушные перевозки по сопоставимым маршрутам. Эта работа осуществляется в целях проведения анализа тарифной политики авиакомпаний и формирования ценовых индикаторов рынка.

С большим вниманием участники заслушали доклад представителей Федеральной пассажирской компании об опыте применения динамического ценообразования на железнодорожном транспорте.

На необходимость получения потребителями открытой прозрачной информации и недопущения действий, направленных на повышение или поддержание цены при неполной загрузке воздушного судна, как нарушающих интересы потребителей, указал в своем выступлении председатель Международной конфедерации обществ потребителей Д. Янин.

Представители авиакомпаний затронули вопросы применения ими «невозвратных» билетов, подчеркнув снижение тарифов при условии невозвратности.

По итогам состоявшегося обсуждения Анатолий Голомолзин отметил сближение позиций антимонопольного органа и авиакомпаний по вопросу о применении системы динамического ценообразования в сфере авиаперевозок в части реализации возможности не только повышения и (или) поддержания установленных в ходе продаж тарифов, но и их снижения при отсутствии спроса. При этом авиакомпании пока не представили информация, подтверждающую эти факты.

Экспертный совет принял решение, согласно которому авиакомпаниям рекомендовано направить в ФАС России информацию, подтверждающую применение перевозчиками применительно к отдельным маршрутам гибкой ценовой политики, учитывающей изменения спроса.

Кроме того, принято решение о проведении ФАС России на площадке Экспертного совета обсуждения промежуточных итогов работы по созданию базы данных по сопоставимости авиационных тарифов и формированию ценовых индикаторов рынка авиаперевозок.

По вопросу формирования повестки дня следующих заседаний членам Экспертного совета следует направить в ФАС России свои предложения. Со своей стороны ФАС России предлагает к обсуждению следующие темы:

- об оценке итогов реализации Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и подготовке предложений по развитию Дорожной карты с определением горизонта планирования мероприятий;

- о развитии конкуренции между аэропортами, возможностях дерегулирования и условиях реализации инвестиционных проектов;

- о дальнейших мерах по развитию конкуренции в сфере авиаперевозок на пространстве СНГ и вопросах «открытого неба» в рамках ЕАЭС;

- о проблемах развития рынка грузовых перевозок.