• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Адвокатирование конкуренции ФАС России: болезнь легче предупредить, чем лечить

12-13 декабря 2013 года в Риме состоялся ежегодный практический семинар Международной конкурентной сети (МКС), посвященный адвокатированию конкуренции. В нем приняли участие представители антимонопольных ведомств 67 стран, в том числе и России.

Адвокатирование конкуренции, с точки зрения всех стран-участников семинара, играет важную роль в развитии эффективной конкурентной политики, особенно в условиях экономического кризиса, так как оно без использования правоприменительных механизмов способствует развитию конкуренции на товарных рынках, а также предупреждению нарушений антимонопольного законодательства. Однако было подчеркнуто, что важно не пересечь ту грань, когда адвокатирование вместо развития конкуренции будет способствовать развитию популярности ведомства. Цель адвокатирования не популярность, а эффективность.

Представитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Т. Селюкова во время выступления с докладом на заседании, посвященном формированию культуры конкуренции, сообщила об инструментах, используемых для этих целей российским конкурентным ведомством.

С учетом главного принципа ФАС России – болезнь легче предупредить, чем лечить – формирование конкурентной культуры является одним из приоритетных направлений. Взаимодействие с другими государственными ведомствами, бизнесом, СМИ и гражданами позволяет ФАС России сформировать у них представление о свободной конкуренции как о неотъемлемом условии эффективного функционирования рынков, которое обеспечивает повышение их благосостояния и конкурентоспособности российской экономики в целом.

В этом ФАС России помогает разнообразный набор инструментов: официальный сайт ФАС России, специальный сайт «Антикартель» (на русском и английском языках); активная работа со СМИ и в соцсетях посредством неформального, но эффективного взаимодействия с бизнесом и гражданами; размещение социальной рекламы на канале ФАС России в Youtube и на телеканалах, радио; издание брошюр для граждан и бизнеса с разъяснениями антимонопольного законодательства и ответами на часто задаваемые вопросы; проведение круглых столов, семинаров, конференций на регулярной основе, активная работа десятков экспертных советов с участием бизнеса; создание базовых кафедр ФАС России практически во всех ведущих университетах страны и работа с подрастающим поколением, так как через 5-7 лет эти дети станут потребителями или предпринимателями.

 Интересный подход в работе со СМИ и бизнесом представили конкурентные ведомства ряда зарубежных стран. В частности, в Нидерландах проводят несколько пресс-конференций на одну тему, но при помощи разных средств с учетом состава аудитории (для профессионалов, журналистов или для широкого круга лиц).

 С точки зрения Альберта Фоера, президента Американского института по исследованию антимонопольной политики, необходимо использовать разные подходы также и при работе с разными поколениями и субкультурами. Кроме того, он поднял проблему взаимодействия разных ведомств даже в рамках одного государства, т.к. каждое из них представляет собой отдельную культуру, имеет особые цели и говорит на своем профессиональном языке.

В течение всего семинара активная работа ФАС России с бизнесом и гражданами по адвокатированию конкуренции, особенно в соцсетях, вызвала большой интерес со стороны других конкурентных ведомств, так как подобная работа ведется далеко не во всех из них.

В целом практический семинар послужил отличной площадкой для обмена опытом по адвокатированию конкуренции между антимонопольными ведомствами стран всего мира.

 

 

Пресс-служба ФАС России