Вопросы ЖКХ и управляющих компаний

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Северо-Осетинским УФАС России  во исполнение  Поручения Президента Российской Федерации В. В. Путина и приказа ФАС России  проводится проверка  деятельности    органов местного самоуправления   при организации  открытых конкурсов по отбору управляющих кампаний для управления многоквартирными домами.       

Институт управления многоквартирным жилым домом  определен    Жилищным кодексом Российской Федерации, который предусмотрел основы такого управления – органы управления, их компетенцию и способы управления многоквартирным жилым домом.

Наличие указанных основ направленно на обеспечение благоприятных и безопасных условий  проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Важно отметить, что обеспечить эффективное управление имуществом может только его собственник или иное лицо, уполномоченное собственником.  А именно, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом. Это может быть непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;  управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; или управление управляющей организацией.

Вопрос о том, какой именно из названных способов наиболее удобен  и доступен жителям многоквартирного дома, решается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Понятие "выбор способа управления" включает в себя не только возможность первично определить этот способ, но и изменить его впоследствии, выбрав новый способ управления.

Следует отметить, что управление многоквартирным жилым домом управляющей компанией является самым распространенным способом управления многоквартирными домами на территории Российской Федерации, в том числе и потому, что собственники помещений в многоквартирном доме проявляют пассивность в вопросах управления своим домом. Именно по этой причине  на основании ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления вынуждены  самостоятельно проводить открытый конкурс по отбору управляющей компании.

Деятельность  органов местного самоуправления по организации открытых конкурсов по отбору управляющих компаний являлась предметом проверки антимонопольного органа.  Северо-Осетинским УФАС России   путем запросов информации  о количестве  введенных в эксплуатацию многоквартирных  домов, направленных  главам  АМС республики,  выявлено  большое   количество  многоквартирных домов, собственники которых на выбрали способ управления.  Значительная доля   многоквартирных домов без способа   управления выявлена в г. Владикавказе.

Непроведение открытых конкурсов по отбору управляющих компаний приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также  к устранению конкуренции  среди хозяйствующих субъектов по    заключению  договоров на техническое обслуживание и сбор коммунальных платежей, заключение договора на отпуск тепло-, водо- и электроснабжения  введенных в эксплуатацию домо-новостроек,   потенциально желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения  деятельности на нем.      

Часть 1 статьи 15 Федерального закона « О защите конкуренции» устанавливает запрет органам местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Северо-Осетинским УФАС России  по выявленным   фактам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации  в отношении администраций местного самоуправления г. Владикавказа Правобережного, Пригородного, Кировского районов  были возбуждены дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона « О защите конкуренции»   и  приняты  решения, согласно которым АМС   признаны, нарушившими  требования часть 1 статьи 15  указанного закона.

 

Нарушения выразились в том, что АМС не были проведены открытые конкурсы по отбору управляющих организаций для управления   многоквартирными домами,    введенными в эксплуатацию на основании разрешений   на ввод объектов в эксплуатацию, выданных АМС. 

Согласно части 13 статьи 161 Жилищного  кодекса Российской Федерации,   в течение  двадцати рабочих дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,  в соответствии с частью 4   статьи 161    Жилищного Кодекса РФдолжен  провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления данными домами.

Главы АМС Пригородного, Правобережного районов,  не принявшие меры по организации и проведению   открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления   многоквартирным домом, нарушившие антимонопольное законодательства согласно части 1 статьи 14.9 КоАП РФ привлечены к административной ответственности.

Северо-Осетинское УФАС  России продолжает работу по  проверке деятельности  хозяйствующих субъектов  в сфере жилищно- коммунального хозяйства  и будет в дальнейшем  информировать  граждан о принятых мерах.