Выдача страховых полисов – это не шутки. Всё должно оставаться в рамках закона.

Комиссия Северо-Осетинского УФАС России   рассмотрела дела   №01-04/18-04-12 в отношении ООО «Росгосстрах» и №01-04/17-04-12 в отношении ЗАО «Техосмотр» о нарушении  антимонопольного законодательства. В ходе рассмотрений дел выявились новые признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции. Данные материалы были выделены в самостоятельное производство, и на их основании Управление  возбудило дело № 01-04/19-04-12 по признакам нарушения  статьи 14  Закона о защите конкуренции. 

Внимательно изучив материалы  и приняв во внимание все доводы сторон, Комиссия Северо-Осетинского УФАС пришла к определённым выводам.

ООО «Росгосстрах», будучи исполнителем и ЗАО «Техосмотр», являясь Заказчиком,  заключили договор  №№ 2-12 хк  от 20.12.2011 года  и дополнительное соглашение от 01.01.2012 года. В пункте 1 договора говорилось о том, что исполнитель берёт на себя обязательства информировать страхователей/потенциальных страхователей и представителей о возможности прохождения, по желанию последних, технического осмотра на пунктах техосмотра заказчика. Кроме того, исполнитель по поручению, предоставляет клиентам рекламные материалы ЗАО «Техосмотр», осуществляет предзаполнение бланка талона технического осмотра,  осуществляет заключение договора на проведение технического осмотра.

Комиссия Управления установила, что выдача предзаполненного талона технического осмотра  не  является  выдачей документа подтверждающего  успешное проведение технического осмотра в отношении транспортного средства.

Установлено и то, что после выдачи предзаполненного талона технического осмотра ООО «Росгосстрах» направляет клиента в пункт технического осмотра оператора ТО. После  заполнения диагностической карты техническим экспертом составляется заключение о возможности или невозможности эксплуатации транспортного средства. На основании заключения техническим экспертом заполняется бланк  талона технического осмотра.

Таким образом, предзаполненный талон технического осмотра, выдаваемый агентами ООО «Росгосстрах» не имеет какой-либо юридического силы и не удостоверяет факт соответствия транспортного средства установленным техническим требованиям, а, следовательно, не является талоном технического осмотра.

ООО «Росгосстрах представил в антимонопольный орган письмо с пояснениями  представителя общества, из которого стало понятно, что на основании предзаполненного бланка технического осмотра клиенту ООО «Росгосстрах» выдается  полис ОСАГО с отсрочкой вступления в силу. Эта отсрочка предоставляется, для того чтобы клиент успел пройти техническую диагностику автомобиля в ПТО оператора ТО.

При этом отсрочкой считается период времени между датой заключения и датой начала действия договора ОСАГО. Отсрочка вступления в силу договора ОСАГО прямо не предусмотрена  в договоре.

Если обратиться к пункту 15 Правил обязательного страхования автогражданской ответственности, которые утвержденны Постановлением Правительства Российской Федерации №263 от 30.12.2011 года  «Об утверждении правил обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств», для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику определённый перечень документов (см. полный текст решения).  И только после предъявления всего перечня документов и в том числе талона технического осмотра, у страховщика появляется право заключения со страхователем договора ОСАГО.

Комиссия СО УФАС проанализировала данные обстоятельства приходит к выводу, что на рынке страхования ОСАГО складывается ситуация при которой ООО «Росгосстрах» с клиентами, на основании предзаполненного талона технического осмотра (на момент заключения договора страхования не являющегося действующим талоном технического осмотра), заключает договора обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

Вместе с тем,  предзаполненный талон технического осмотра не является основанием для заключения договора ОСАГО, поскольку не является документом, удостоверяющим соответствие технического состояния транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и допуска транспортного средства к участию в дорожном движений.

Комиссия СО УФАС посчитала, что действия ООО «Росгосстрах» по заключению договоров ОСАГО на основании предзаполненных талонов технического осмотра  нарушали  законодательство в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. А тем самым ООО «Росгосстрах» получало преимущественное положение  по отношению к добросовестным хозяйствующим субъектам, действующим на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности. Создание такого преимущества  выражалось в заключение договора ОСАГО со страхователями, при отсутствии у них полного пакета документов предусмотренных пунктом 15 Правил ОСАГО, а именно талона технического осмотра.

Подобные действия Общества Комиссия расценила как акт недобросовестной конкуренции на рынке предоставление услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности.

Таким образом, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России признала   действия ООО «Росгосстрах»  нарушившими статью 14 ФЗ-135 «Закона о защите конкуренции» и выдала ООО «Росгосстрах» предписание  об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Файлы для скачивания

Решение и предписание
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ