Незнание закона не освобождает от ответственности

Специалисты Северо-Осетинского УФАС России регулярно осуществляют    надзор за соблюдением антимонопольного законодательства у Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО-Алания. В рамках этого мероприятия Специалисты запросили у   органов местного самоуправления Садового сельского поселения и документы, акты, касающиеся передачи муниципального имущества в пользование и владение хозяйствующих субъектов. В представленных документах Управление выявило нарушения антимонопольного законодательства.
 
Из представленных документов выяснилось, что 5 мая 2009 года Собрание Представителей поселения Моздокского района РСО-Алания приняло Решение № 27, которым была предусмотрена передача муниципального имущественного комплекса в аренду ООО «Водоресурсы Садовый». На основании этого Решения Администрация местного самоуправления Садового сельского поселения Моздокского района приняла Распоряжением №36, согласно которому имущественный комплекс, подлежал передаче в аренду ООО «Водоресурсы Садовый».
 
На основании данных актов АМС Садового Сельского поселения и ООО «Водоресурсы Садовый» заключили договор № 1 безвозмездного пользования имущественным комплексом. Срок действия договора с 01.12.2009 года до 01.12.2014 года. В соответствии с актом приема-передачи АМС передала ООО «Водоресурсы Садовый», такое муниципальное имущество, как водонапорная башня; очистительные сооружения; наружный водопровод; наружная канализация; две артезианские скважины; трактор МТЗ-80.
 
На основании изложенных фактов, Северо-Осетинское УФАС России   возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.
 
В процессе рассмотрения дела Представитель Собрания Представителей рассказала, что в мае 2009 года было создано МУП «УКХ» Садового сельского поселения. Предприятие предоставляло услуги по водоотведению снабжению и  вывозу мусора. В связи с высокой стоимостью газа и большими потерями тепла у предприятия образовалась задолженность в размере 606 тысяч рублей. По этой причине газоснабжающая организация отказалась от поставки газа. Все это привело к нерентабельности предприятия, которое в настоящее время находится в процессе ликвидации. В итоге, в ноябре 2009 года Собранием Представителей было принято решение об изъятии у МУП УКХ муниципального имущества и его передаче ООО «Водоресурсы Садовый».  
 
Важно отметить, что в соответствии с ФЗ-131 от 06.11.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения, что, по мнению представителя, давало право Собранию представителей самостоятельно решать вопрос о передаче муниципального имущества. Но при этом Представитель Собрания представителей Садового Сельского поселения   сообщила, что у АМС отсутствует утвержденный и принятый порядок предоставления в пользование имущества находящегося в муниципальной собственности. Имущество передавалось путем принятия постановления АМС Сельского поселения, которое в свою очередь принималось на основании решения Собрания Представителей Сельского поселения, после чего подписывался договор, и имущество передавалось в пользование актом приема – передачи.
 
Однако Представитель АМС Садового сельского поселения просила Комиссию Управления принять во внимание тот факт, что в штате Садового сельского поселения отсутствует юрист, в виду чего акты органов местного самоуправления проходят согласование в правовом отделе АМС Моздокского района РСО-Алания. И о том, что существует необходимость проводить конкурс муниципальное имущество, их в известность не поставили.
 
Комиссия изучила материалы дела и пришла к выводу о том, что право на заключение договоров в отношении любого муниципального имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено исключительно по результатам   конкурса или аукциона (согласно пункту 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
 
Кроме того, Комиссия расценила Решение №27, принятое Собранием Представителей поселения Моздокского района РСО-Алания, как противоречащее антимонопольному законодательству по следующим основаниям. Так как в силу части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 21.04.2011 года, к исключительной компетенции, представительных органов местного самоуправления, отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с которым другие органы планируют свою деятельность. Аналогичное положение содержится и в статье 26 Устава муниципального образования Садового сельского поселения.
 
Между тем, надо отметить, что АМС Садового сельского поселения, действительно, вправе самостоятельно управлять муниципальным имуществом, однако руководствуясь при этом только Порядком его управления и распоряжения, утвержденным органом представительной власти.
При рассмотрении дела Комиссия установила, что Собрание представителей не определило порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.  
 
А значит, при принятии решения о передаче муниципального имущества Собрание представителей определило конкретный хозяйствующий субъект – ООО «Водоресурсы Садовый». Комиссия посчитала, что это Решение как нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. Также, Комиссия посчитала, что при принятии указанного Решения Собрание вышло за пределы полномочий, установленных для него действующим законодательством.
 
Что касается   Распоряжения АМС Садового сельского поселения, которое без проведения конкурса предопределило право ООО «Водоресурсы Садовый» на заключение договора аренды, то его Комиссия расценила как акт органа местного самоуправления, предоставляющий определённому хозяйствующему субъекту, по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, более выгодных условий деятельности на рынке аренды муниципального имущества. Ведь по сути, этот акт способствовал устранению иных хозяйствующих субъектов, которые могли бы претендовать на заключение договора аренды муниципального имущества.
 
Во исполнение Распоряжения между АМС Садового сельского поселения и ООО «Водоресурсы Садовый» был заключен договор пользования имущественным комплексом № 1. В соответствии с пунктом 1.1 Договора АМС Садового сельского поселения безвозмездно передала во временное пользование имущественный комплекс.
 
Комиссия посчитала, что действия АМС Садового сельского поселения по заключению Договора и действия по передаче муниципального имущества без проведения конкурсных процедур нарушением порядка заключения подобных договоров, в отношении муниципального имущества установленного статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
 
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия СО УФАС России решила признать Собрание Представителей Садового сельского поселения Моздокского района РСО-Алания нарушившим часть 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  Кроме того, признать АМС Садового сельского поселения Моздокского района РСО-Алания нарушившей часть 1статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. А также, признать АМС и Собрание Представителей Садового сельского поселения Моздокского района РСО-Алания нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». so-alania.fas.gov.ru/page.php 
 
                                 
 
 
 
                                                                 Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России