Заключил договор? – не нарушил ли закон?

Северо-Осетинское УФАС России неустанно осуществляет надзор за соблюдением антимонопольного законодательства и проводит проверки. В рамках такого мероприятия специалисты Управления запросило у Администрации местного самоуправления Кировского района РСО-Алания акты органов местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения и документы, касающиеся передачи муниципального имущества в пользование и владение хозяйствующих субъектов. В представленных документах специалисты антимонопольного ведомства выявили нарушения антимонопольного законодательства.

Из документов выяснилось, что Собрание Представителей Эльхотовского сельского поселения Кировского района РСО-Алания приняло Решением № 19, которым предусмотрена передача муниципального имущественного комплекса в оперативное управление ООО «Коммунальник».  
 
На основании этого Решения администрация местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения Кировского района вынесла Распоряжение № 37 , в котором говорилось о том, что имущественный комплекс, подлежит передаче в оперативное управление ООО «Коммунальник». 
 
На основании данных актов АМС Эльхотовского сельского поселения    и ООО « Коммунальник» заключили договор № 2 аренды имущественного комплекса, срок действия которого - с 30 мая 2010 года по 30 мая 2011 года. Предметом договора являлось такое муниципальное имущество, как Групповой водозабор СВК-№№ 3/72(1), 2/66(2), 1832(3), 1835(4); Водозаборные скважины № 5 и № 2006(8).
 
Кроме того, 17 мая 2011 года АМС Эльхотовского сельского поселения с ООО «Коммунальник» заключила ещё три договора аренды в отношении муниципального имущества.
 
На основании изложенных обстоятельств, Северо-Осетинское УФАС России   возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.
 
В ходе рассмотрения дела, Представитель АМС Эльхотовского сельского поселения пояснил, что при заключении договоров аренды № 1, 2 и 3 от 17 мая 2011 года, администрация не знала о том, что существует необходимость проведения конкурса, на право заключения таких договоров.  
 
Представитель также отметил, что в соответствии с ФЗ-131 от 06.11.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения. Что, по мнению представителя, дает право Собранию представителей решать вопрос о передаче муниципального имущества.
 
В материалы дела АМС Эльхотовского сельского поселения представила утвержденное Решением № 8 Собрания Представителей Эльхотовского сельского поселения «Положение о порядке передачи в аренду муниципальной собственности Эльхотовского сельского поселения». Данное Положение устанавливало порядок передачи муниципального имущества в аренду, путем проведения конкурса или аукциона. Также, Представитель администрации сообщил о том, что договоры аренды, заключенные с ООО «Коммунальник»,  не проходили процедуру регистрации в установленном Законом порядке. 
 
Изучив, представленные на рассмотрение дела материала, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России посчитала, что право на заключение указанных выше договоров в отношении любого муниципального имущества, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (пункт 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
 
Решение №19, принятое Собранием Представителей Эльхотовского сельского поселения Комиссия расценила, как противоречащее антимонопольному законодательству.
 
Между тем Комиссия установила, что Собранием представителей определен порядок передачи в аренду муниципального имущества закрепленный Положением о порядке передачи в аренду муниципальной собственности Эльхотовского сельского поселения. Положение утверждено Решением № 8 Собрания  от 26 апреля 2011 года. Таким образом, при принятии Решения № 19   Собрание представителей, в нарушение установленного порядка, определило конкретный хозяйствующий субъект – ООО «Коммунальник», в отношении которого необходимо было совершить действия по передаче муниципального имущества. Комиссия расценила принятое Решение, как нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления. Кроме того, Комиссия посчитала, что при принятии указанного Решения Собрание вышло за пределы полномочий, установленных, для него действующим законодательством.
 
С целью исполнить Решение Собрания представителей, Администрация местного самоуправления Эльхотовского сельского поселения вынесла Распоряжение № 37, согласно которому имущество, состоящее на балансе АМС, подлежало передаче в оперативное управление ООО «Коммунальник». Кроме того, АМС   утвердила акт приема-передачи, согласно которому она передала, а ООО «Коммунальник» принял имущественный комплекс в оперативное управление.
 
Комиссия сделала вывод о том, что подобные действия АМС Эльхотовского сельского поселения  являются нарушением порядка заключения подобных договоров, в отношении муниципального имущества установленного статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.
 
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» Комиссия СО УФАС России решила признать Собрание Представителей Эльхотовского сельского поселения Кировского района РСО-Алания нарушившим часть 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Признать АМС Эльхотовского сельского поселения Кировского района РСО-Алания нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. А также, признать АМС и Собрание Представителей Эльхотовского сельского поселения Кировского района РСО-Алания нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  Полный текст решения см. so-alania.fas.gov.ru/page.php
 
 
 
 
 
 
                                                            Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России