• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

2:0 в Пользу антимонопольного органа

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Северо-Осетинское УФАС России провело контрольную проверку, с целью убедиться, насколько добросовестно ОАО «МРСК СК» и его филиал по Республики Северная Осетия – Алания соблюдает требования ФЗ «О защите конкуренции» и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. В ходе этой проверки были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что Северо-Осетинский филиал ОАО «МРСК СК» нарушил часть 1 статьи 10 135-го Федерального закона.  

 
Антимонопольный орган установил, что сетевая организация, разработала и выдала технические условия нескольким хозяйствующим субъектам, среди которых находилось и общество с ограниченной ответственностью «Баграм».  В пункте 4 технических условий говорилось о том, что «Баграм» обязано согласовать с филиалом «МРСК СК» план-схему электроснабжения, что по мнению антимонопольного органа, стало нарушением пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.  
 
Кроме того, сетевая организация нарушила процедуру технологического присоединения, и сроки, в рамках которых должна была направить ООО «Баграм» проект договора и технические условия. 
 
Ещё одно нарушение выразилось в том, что согласно счет - фактуре  Северо-Осетинский  филиал ОАО «МРСК СК» применил к ООО «Баграм» тариф на техприсоединение в размере 4975 руб./кВт без НДС. В результате чего, размер платы за технологическое присоединение составил чрезмерно крупную сумму -   25.243руб.15 коп.
 
На основании выявленных нарушений Северо-Осетинское УФАС России возбудило производство по делу. А спустя некоторое время Комиссия Северо-Осетинского УФАС России признала ОАО «МРСК СК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые выразились в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей СО филиала ОАО «МРСК СК», а также, в необоснованном применении размера платы к ООО «Баграм» за технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 4,3 кВт.
 
Своими противозаконными действиями сетевая организация ущемила интересы  ООО «Баграм» и антимонопольный орган выдал предписание, согласно которому ОАО «МРСК СК» должно было  незамедлительно устранить последствия нарушений и впредь подобного не допускать.   
 
Но «МРСК СК» посчитало, что решение антимонопольного органа несправедливо, а предписание необоснованно и обратилось с жалобой в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
 
В свою очередь, суд отметил, что ОАО «МРСК СК» является сетевой организацией, которая осуществляет  деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.   
 
Кроме того, эта организация занимает доминирующее положение на рынке оказания данных услуг, так как согласно частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. А если следовать статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях», то услуги по передаче электрической энергии напрямую относятся к сфере деятельности их субъектов.
 
Здесь важно обратить внимания на правила поведения, которые категорически запрещают действия (либо бездействие) хозяйствующих субъектов, способствующие ограничению, устранению конкуренции или ущемление интересов тех или иных физических и юридических лиц. Не допускается, также, и навязывание условий договора, невыгодных для контрагента или не относящихся к предмету договора. А также, недопустимо использование своих прав в нарушение прав других лиц и недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию. Эти принципы установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
 
Материалами дела, которые арбитражный суд тщательно изучил, подтвердилось, что  нарушение ОАО «МРСК СК» Правил при технологическом присоединении к электрическим сетям СО филиала ОАО «МРСКСК» энергопринимающих устройств, принадлежащих ООО «Баграм» действительно имело место. Сетевая компания обязывала «Баграм»  совершать действия, не предусмотренные Правилами : согласовывать  заявки с правовым отделом СО филиала ОАО «МРСК СК», изготавливать проектно-сметную документацию на технологическое присоединение принадлежащих ей энергопринимающих устройств к электросетям без разграничения балансовой принадлежности электрических сетей. Суд согласился с мнением антимонопольного органа о том, что сетевая организация нарушила порядок приема заявки на технологическое присоединение, сроки направления заявителю технических условий и проекта договора, а также,  требования законодательства, регулирующие порядок определения размера платы за технологическое присоединение.
 
Таким образом, руководствуясь статьями 170, 171-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания в удовлетворении требований ОАО «МРСК СК» отказал. Тем самым поддержав позиции. Северо-Осетинского УФАС России.
 
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд также остался солидарен с решениями антимонопольного органа и суда первой инстанции и не удовлетворил кассационную жалобу ОАО «МРСК СК».
 
 
 
 
  
 
                                                                         Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России