Сотрудничество «МРСК СК» с индивидуальным предпринимателем вновь дошло до суда

Сфера деятельности: Электроэнергетика

 

Северо-Осетинское УФАС России в очередной раз возбудило, а затем и отстояло в судах первой и второй инстанции дело в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
 
03.02.2009 ОАО индивидуальный предприниматель Белоусова О.Т. подала заявку    N 1329 на технологическое присоединение к электрическим сетям Общества с указанием заявленных характеристик энергопринимающих устройств: максимальная мощность - 2 кВт, категория надежности - III, количество точек присоединения – одна (т.д. 1, л.д.86).
 
Уже 19.03.2009 предприниматель получила технические условия N 08/436 и проект договора N 1329 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК СК».  При этом Общество рассчитало тариф на технологическое присоединение. Согласно этим расчетам  стоимость услуги по технологическому присоединению составила 11741 рубля с учетом НДС, а также обязало Белоусову Т.О согласовать с ним план-схему электроснабжения.
 
На основании этого антимонопольный орган возбудил дело по признакам нарушения ОАО «МРСК СК» требований части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. Оно выразилось : в нарушении порядка приема заявки на технологическое присоединение в части предварительного согласования; нарушении требований к составу заявки в части прилагаемых к заявке документов; нарушении порядка и сроков направления заявителю проекта договора и технических условий; нарушении требований Правил в части разработки и изготовления проектно-сметной документации; нарушении определения размера платы за технологическое присоединение.
 
По результатам рассмотрения дела Управление признало действия ОАО «МРСК СК» нарушением антимонопольного законодательства, так как согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Также Северо-Осетинское УФАС России выдало предписание, которым обязало Общество в срок до 30.04.2010 устранить последствия злоупотребления доминирующим положением и в дальнейшем подобного не допускать.
 
В ответ на это Общество обратилось в арбитражный суд Республики Северная Осети -Алания. Главная цель «МРСК СК» состояла в том, чтобы оспорить решение и предписание антимонопольного органа и добиться справедливости. 
 
Арбитражный суд изучил материалы дела, выслушал как представителей Общества, так и представителей антимонопольного органа и тщательно проверил законность и обоснованность принятого Северо-Осетинским УФАС России решения.   
 
В процессе рассмотрения данного вопроса суд установил, что весь процесс технологического присоединения к электрическим сетям подробно расписан в Правилах. Так, например, согласно Правилам (п. 6)  сетевые организации обязаны заключать договоры на осуществление технологического присоединения. Для заключения подобного договора каждый желающий направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 8 Правил). В этой заявке необходимо указать сведения конкретных условий, а также приложить к ней документы, указанные в статье 10 Правил. Что же касается сетевой организации, то ее представителям категорически запрещается навязывать услуги, которые Правилами  не предусмотрены. Кроме того, каждая сетевая компания должна направить заявителю проект договора для согласования. Это необходимо сделать в течение 15 рабочих дней с момента получения заявки.  Наряду со многими нарушениями этот пункт также был проигнорирован Обществом : «МРСК СК»  направило предпринимателю технические условия и проект договора со значительным опозданием.
 
Мероприятия по непосредственному технологическому присоединению предусматривают строгое разграничение обязательств между сетевой организацией и заявителем по разработке проектной документации.
 
Согласно составленному между «МРСК СК» и индивидуальным предпринимателем договору, Общество предложило Белоусовой О.Т. разработать проектную документацию, предусмотренную техническими условиями. Технические условия обязывали её осуществить проектировку, а также от существующей ВЛ-0,4 кВ до места потребления электроэнергии соорудить ЛЭП-0.23 кВ с самонесущим изолированным проводом (СИП), сечением проводника по расчету (а именно, вне границ, принадлежащего «МРСК СК» участка). И тем самым Общество, обязывало предпринимателя представить сведения, не предусмотренные Правилами.
 
Кроме того, по условиям договора  представители ОАО «МРСК СК» определили стоимость технологического присоединения к электрическим сетям соей организации. Эта стоимость составила 11741 рубля копеек с учетом НДС. В эту сумму Общество включило и затраты сетевой организации на разработку проектной документации. Тогда как в Законе об электроэнергетике (ст. 26), в Правилах (п. 17), в Основах  ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (п. 71), в Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (п.14), четко говориться о том, что тариф на технологическое присоединение к электрическим сетям установлен в размере не более чем 550 рублей за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно. Закон не  обходит стороной и  вопрос о затратах, необходимых для  проведение данного мероприятия. Согласно регламенту все затраты, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы непосредственно самой сетевой организации, которые учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. И, конечно, не допускается включение этих расходов  в состав платы за технологическое присоединение для Предпринимателя.   А размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
 
Служба по тарифам, в свою очередь, установила и ввела в действие размер платы для предпринимателей за технологическое присоединение к сетям ОАО «МРСК СК»  при диапазоне напряжения 0,4 кВ и диапазоне мощности свыше до 15 кВт. Он составил 281 рубль 03 копейки. И эта сумма значительно отличается от той, что представители ОАО «МРСК СК» предложили оплатить Белоусовой О.Т.
 
Учитывая все изложенные факты и доказательства, Арбитражный суд РСО - Алания поддержал решение Северо-Осетинского УФАС России, а жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» без удовлетворения.
 
После длительных разбирательств к аналогичному решению пришел и Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Тем самым подтвердив законность и обоснованность действий антимонопольного органа.
 
 
 
 
 
 
                                                                     Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России