Закон не оставляет места самодеятельности

Специалисты Северо-Осетинского УФАС России одержали безоговорочную победу в трех судебных инстанциях и не только пополнили казну Российской Федерации на триста тысяч рублей, но и отстояли принципиальную позицию Федеральной антимонопольной службы. 

16 июня 2011 года Северо-Осетинское УФАС России направило Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» определение. В определение антимонопольный орган назначал к рассмотрению дело по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». В рамках этого дела специалисты ведомства направили ОАО «МРСК СК» требование представить в антимонопольный орган необходимые документы. Это требование было направлено при помощи факсимильной связи, а также посредством почтовых услуг. 
 
Но запрошенные документы в назначенный Управлением срок Общество так и не представило. В связи с этим, антимонопольный орган факсом, а также посредством почтовых услуг направил Обществу уведомление о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении. Никто от имени «МРСК СК» в антимонопольный орган не пришел и протокол был составлен без участия представителей Общества. В нем было указано, что ОАО «МРСК СК» допустило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП
РФ. Там же указывалась дата и время рассмотрения данного дела. Для того чтобы проинформировать представителей Межрегиональной распределительной сетевой компании о времени и месте рассмотрения дела, Управление отправило протокол по факсу.   Однако и это сообщение было демонстративно проигнорировано «МРСК СК», так как на рассмотрение дела ни один представитель Общества не явился. Тем не менее, пусть и без главных участников дела (ОАО «МРСК СК»), но рассмотрение административного протокола все-таки состоялось – антимонопольный орган вынес постановление и привлек Общество к административной ответственности в виде штрафа – 300 000 тысяч рублей.
 
И вот тут, открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» проявило себя с непривычно активной стороны. Общество молниеносно отреагировало на решение антимонопольного органа и незамедлительно обжаловало его в Арбитражный суд РСО - Алания. Представители «МРСК» требовали отменить категорически несправедливое, по их мнению, постановление. Наряду со множеством доводов в защиту своей позиции, Общество привело аргумент, с которым достаточно часто сталкиваются специалисты антимонопольных органов. «МРСК» утверждало, что специалисты Северо-Осетинского УФАС России безответственно отнеслись к вопросу об информировании Общества, что «МРСК» вообще никакого определения о возбуждении дела и уведомления не получало, а следовательно не имело возможности своевременно представить информацию исключительно по вине самого антимонопольного органа. Общество не согласилось и с тем, что отчеты об отправке документа по факсу и электронной почте являются весомым доказательством надлежащего уведомления какого-либо лица. В ответ на это  специалисты УФАС подробно объяснили, что способ отправки документа посредством факсимильной  связи осуществляется путем совершения двух действий : отправить – получить. Сам процесс передачи данных осуществляется посредством технических средств. И если бы где-то на техническом уровне произошел сбой факсимильной связи, то у отправителя (в данном случае антимонопольный орган) имелся бы отчет о том, что сообщение не доставлено или доставлено с ошибкой. В подтверждение сказанного Управление обратилось  в ОАО «Южная телекаммуникационная компания». «ЮТК» являлось третьим, незаинтересованным, а значит максимально объективным лицом. Компания представила антимонопольному органу детализированный отчет провайдера об исходящих  соединениях с номером телефона ОАО «МРСК СК», который в свою очередь был приобщен судом к материалам дела. Арбитражный суд посчитал, что данный отчет  опровергает все настоятельные утверждения Общества и  подтверждает факт  получения ОАО «МРСК СК» важного документа.   На основании этого,  суд отказал Межрегиональной распределительной сетевой компании в удовлетворении требований и поддержал позицию Северо-Осетинского УФАС России.
 
Аналогичная ситуация сложилась и в Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде, куда после первого поражения направились представители «МРСК» в поисках справедливости. Суд также расценил действия антимонопольного органа законными и справедливыми.
 
И, наконец, еще одной надеждой, которая все еще олицетворяла, хоть и маленький, но шанс доказать свою правоту, для ОАО «МРСК СК» стала кассационная инстанция - Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа. 
 
Заседание по этому делу состоялось 7 июня 2011 года. На заседании Общество вновь пыталось убедить суд, что им были предприняты все разумные и адекватные меры по исполнению антимонопольного законодательства и что единственной причиной бездействия ОАО «МРСК СК» стало использование антимонопольным органом ненадлежащего способа направления документов. Однако попытки оказались тщетными. Суд не удовлетворил требование Общества и тем самым поддержал возможность Северо-Осетинского УФАС России законно пользоваться правом самостоятельного выбора средств по информированию различных хозяйствующих субъектов.
 
Руководитель Северо-Осетинского УФАС России Джиоев Батырбек Магрезович отметил: «Мы рады, что своим решением суды всех трех инстанций поддержали позицию антимонопольных органов и вынесли постановление в пользу защиты исполнителей Закона. Федеральная антимонопольная служба работает исключительно в рамках закона, и диктовать специалистам антимонопольного органа свое собственное видение этих законов никто не имеет права. А «Межрегиональная распределительная сетевая компания» как одна из крупнейших и уважаемых организаций на Северном Кавказе должна понимать лучше остальных, что никакие оригинальные трактовки законодательных актов Российской Федерации не помогут уйти от ответственности и, что разнообразные ухищрения лишь отвлекают и отнимают время не только у сотрудников ОАО «МРСК СК» и специалистов Управления, но и у представителей судебной власти».
 
 
 
 
 
  
 
                                                                 Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России