Результаты деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания

 

Северо-Осетинское УФАС России подвело окончательные итоги своей деятельности в 2010 году и в знак завершения отчетного периода руководство Управления провело пресс-конференцию для средств массовой информации.  
 
 
 Руководитель Северо-Осетинского УФАС России представил присутствующим результаты работы ведомства и рассказал о самых интересных делах, касающихся вопросов, которые наиболее сильно волновали и тревожили общественность в 2010 году. К таким важным вопросам Управление отнесло проблему защиты конкуренции на рынке электрической энергии. В качестве примера следует рассказать про дело, возбужденное антимонопольным органом в отношении ОАО «МРСК СК». Проблема заключалась в том, что в целях урегулирования отношений по передаче электрической энергии, Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомэнерго» неоднократно обращалось в Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» с предложениями о заключении договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. Однако ОАО «МРСК СК» отказывалось от заключения договора по основаниям, которые не предусматриваются  Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. В целях пресечения противоправного поведения ОАО «МРСК СК» Северо-Осетинское УФАС России выдало  ему предписание о прекращении нарушения Правил недискриминационного доступа к товарам. Теперь Управление отстаивает законность своего решения и предписания в судебных инстанциях. Кроме того имеют местослучаи, когда «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» затягивала процесс подключения малых предприятий к электрическим сетям. По результатам контрольного мероприятия, которое проводилось Управлением, в отношении  ОАО «МРСК СК» возбуждено 8 дел. Следует сказать, что Общество при осуществлении процедур техприсоединения создавало различные препятствия для хозяйствующих субъектов, а именно : нарушало порядок приема заявок на технологическое присоединение; требовало документы, которые не предусматриваются Правилами недискриминационного доступа; затягивало направление проектов договоров и технических условий; завышало размер оплаты за техприсоединение от 4000 до 30 000 рублей, вместо установленных 550 рублей до 15 кВт. За вышеуказанные действия (бездействия) ОАО «МРСК СК» было признано нарушающими требования положений статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Обществу были выданы предписания об устранении последствий нарушения Правил недискриминационного доступа. Законность одного из принятых решений и предписания в судебных инстанциях Управление уже отстояло. За указанные нарушения ОАО «МРСК СК» привлечено к административной ответственности в размере 190 млн. рублей. И теперь Северо-Осетинскому УФАС России предстоит бороться за свой штраф в судах.
Под постоянным контролем антимонопольного органа находится еще один монополист. В прошлом это ООО «Кавказрегионгаз», а теперь ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». По этому вопросу следует отметить, что вУправление обратилась прокуратура Правобережного района РСО-Алания с заявлением о том, что Общество прекратило подачу газа МУП «Металлитст» г. Беслан. А это повлекло за собой полное отключение потребителей Правобережного района от тепловой энергии в зимнее время. По данному факту Северо-Осетинское Управление ФАС по РСО-А возбудило дело в отношении Общества. Однако в связи с тем, что на момент вынесения решения поставка газа МУП «Металлист» была восстановлена,  антимонопольный орган предписание не выдал.
В 2010 году антимонопольным ведомством возбуждались дела и в отношении монополистов в области связи. Это коснулось Общества с ограниченной ответственностью «ЮТК». В отношении него антимонопольный орган возбудил 2 дела, одно из которых по заявлению Минэкономразвития РСО-Алания. Нарушение ОАО «ЮТК» выразилось в отказе выдачи технических условий на прокладку кабеля для присоединения местных операторов связи ООО «Иртелком» и ООО «Твинго» к магистральным операторам связи ООО «Ростелеком» и ООО «Синтера» с целью оказания более дешевых услуг Интернет связи. По итогам рассмотрения дел ОАО «ЮТК» было выдано 2 предписания, которые теперь находятся в стадии судебного разбирательства.
 Руководитель Управления Джиоев Б.М. не обошел стороной и вопрос о работе ведомства в части пресечения соглашений и согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции. Большой интерес вызвало дело в отношении согласованных действий ОАО «ЮНГК», ООО «Энергос», ООО «Рома», ОАО «НК Роснефть-Артаг» на рынке нефтепродуктов, которое Северо-Осетинское УФАС России отстаивало в судах различных инстанций весь 2010 год.  Управлением было выявлено, что эти компании осуществляли оптовый закуп нефтепродуктов независимо друг от друга,  у разных поставщиков, в различные периоды времени, по различным оптовым закупочным ценам, разными партиями. А темпы роста/ снижения розничных цен реализации нефтепродуктов ни у одного из хозяйствующих субъектов не находились в прямо пропорциональной зависимости от темпов роста/снижения оптовых закупочных цен на нефтепродукты. Более того, при установлении розничных цен отсутствовало пропорциональное повышение оптовых цен на автомобильные бензины, не было зафиксировано наличие дефицита на рынке автомобильного топлива, а также роста тарифов на тепло и электроэнергию. Компании не представили антимонопольному органу доказательств, позволяющих сделать обоснованный вывод о том, что причиной одновременного установления (повышения, снижения) розничных цен на бензин и дизельное топливо до одинакового уровня явились внешние (экономические) по отношению к продавцам предпосылки;  равно обоснованного расчета розничных цен. Все эти сведения антимонопольный орган представил суду. Но он в свою очередь, не увидел признаков согласованных действий, а сослался на недостаточное изучение рынка. Суд апелляционной инстанции практически продублировал решение арбитражного суда РСО-Алания. И только в суде кассационной инстанции Северо-Осетинскому УФАС России удалось указать на те факты, которые не были изучены судами первой и второй инстанций и добиться возвращения дела на новое рассмотрение. Очень надеемся, что 12 томов доказательств, представленных в обоснование доводов антимонопольного Управления на этот раз будут восприняты арбитражным судом РСО-Алания как свидетельство о согласованных действиях и компании все-таки заплатят штрафы (5063000 рублей), наложенные антимонопольным ведомством за нарушение антимонопольного законодательства.
             В рамках этой темы  Джиоев Б.М. привел еще один пример  согласованных действий только теперь уже 8 компанийна рынке оказания фармацевтических услуг. ООО «Гелиос», РГУП «Фармация», ИП Карсанова Л.Б., ИП Боцоева З.Е., ООО «Эко-Центр», ООО «Оптфарм-Ос», ООО «Кант», ЗАО «Фармацевт» стали участниками размещения заказа на поставку лекарственных средств. Согласно извещению о проведении аукциона, предмет аукциона был поделен на 25 лотов. Каждый из хозяйствующих субъектов   участвовал в аукционе по соответствующему заранее выбранному им лоту. Они не соперничали  за заключение государственного контракта, тем самым,  предоставляли друг другу возможность беспрепятственно стать победителями торгов с наиболее высокой ценой контракта. Такое поведение свидетельствовало о том, что каждому из участников действительно было заранее известно, что именно он будет победителем торгов по тому или иному лоту. В результате данных действий участники открытого аукциона поддержали максимальные высокие цены. Осуществление согласованных действий по вышеуказанным лотам открытого аукциона привело к заключению государственных контрактов   на общую сумму 10 571 342,92 рублей. Сумма экономии бюджетных средств в ходе проведения аукциона составила 1014,56 рублей, что от общей суммы начальных (максимальных) цен соответствующих лотов аукциона составило 0,0096%. Тем самым, заключение государственных контрактов по начальным (максимальным) ценам привело к неэффективному расходованию бюджетных средств.  Управление признало действия участников размещения заказа согласованными, и выдало вышеуказанным хозяйствующим субъектам 8 предписаний. А законность вынесенного решения и выданных предписаний антимонопольному органу вновь предстоит отстаивать в судах.
 Что касается дела по согласованным действиям авиакомпаний, то его Управление прекратило. Но начиналось все следующим образом. В Северо-Осетинское УФАС России поступили материалы проверки транспортной прокуратуры РСО-Алания о согласованности действий авиакомпаний ОАО «Авиакомпания «Сибирь» и ОАО «Донавиа», которые, якобы, повышают и поддерживают цены на авиабилеты по маршруту Владикавказ-Москва, Москва – Владикавказ. При рассмотрении дела Управление установило, что единственным обстоятельством, свидетельствующим о повышении тарифов на авиаперевозки в предновогодний период и в период начала учебного года, являлись объяснения представителей агентств по продаже авиабилетов. Из объяснений следовало, что авиакомпании закрывают реализацию билетов на дешевые подклассы. Вместе с тем, представители агентств пояснили, что такое поведение авиакомпаний не доказывает  повышение стоимости авиабилетов. Просто в указанные периоды спрос на авиабилеты значительно увеличивается. Это приводит к быстрой реализации билетов дешевых подклассов. И   остаются только билеты более дорогих подклассов. Следует отметить, что в процессе рассмотрения этого дела антимонопольный орган установил, что уменьшение количества проданных билетов на дешевые подклассы в спорные периоды по сравнению с иными периодами не происходило. Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ плата за воздушные перевозки пассажиров устанавливается перевозчиками, а лимиты авиабилетов по классам и подклассам для воздушных перевозчиков действующим законодательством не установлены. В связи с тем, что глубина продаж авиабилетов не ограничена действующим законодательством, пассажиры, приобретавшие авиабилеты заблаговременно покупали их по дешевым тарифам, а те которые приобретали авиабилеты в спорный период, делали это по более дорогим тарифам, которые имеют место быть и в другие временные промежутки. Но важно отметить, что Северо-Осетинское УФАС России не прекратило свою работу в отношении авиакомпаний окончательно. Сейчас Управление проводит антимонопольное расследование по трем делам одновременно. Два из них - в отношении действий нашего аэропорта, который, по мнению заявителей, устанавливает необоснованно завышенные цены на обслуживание, что, в конечном счете, входит и в стоимость авиабилетов. А также, в отношении необоснованных действий аэропорта, заключающихся в непредставлении слотов новым авиакомпаниям, желающим появиться на нашем рынке. А ведь это могут быть новые конкуренты, благодаря которым возможно снизится и  стоимость перелета. Еще в одном деле, Управление пытается доказать монопольно высокую цену на авиабилеты по маршруту Москва-Владикавказ, Владикавказ-Москва. И здесь уже появились кое-какие зацепки, на которые антимонопольный   орган обратил внимание при рассмотрении дела по согласованным действиям.
 Стоит отдельно отметить, что имелись нарушения антимонопольного законодательства и со стороны органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Это проявлялось тогда, когда органы устанавливают совершенно ненужные и ничем не обоснованные препятствия для развития бизнеса одних хозяйствующих субъектов и предоставляют всевозможные преференций другим. Характерными рынками, которых коснулись антиконкурентные акты и действия (бездействие) указанных органов стали рынки аренды имущества, финансовых услуг, пассажирских перевозок и распространения рекламы. К примеру, АМС г. Владикавказ предоставляла муниципальное имущество в аренду без проведения конкурсных процедур. Аналогичные нарушения были совершены различными муниципальными учреждениями. В общей сложности Управлением было пресечено 29 фактов незаконного предоставления муниципального имущества в аренду. Еще одним проявлением нарушения антимонопольного законодательства стало определение размера арендной платы с использованием не подлежащей применению базовой ставки при установке рекламных конструкций на земельных участках и нарушение срока выдачи разрешений на установку рекламных конструкций. Надо также сказать, что Управление возбудило дела в отношении различных органов государственной власти, которые проводили отбор финансовых организаций для предоставления различных финансовых услуг без поведения конкурсных процедур. В списке таких нарушителей присутствуют министерства промышленности, образования, социальной защиты и труда, инвестиций, имущественных отношений, экономического развития, сельского хозяйства, управление федеральной миграционной службы, фонд обязательного медицинского страхования. Таким образом, за нарушение антимонопольного законодательства Северо-Осетинским УФАС России  было возбуждено 81 административное дело, по результатам рассмотрения которых были наложены штрафы в общей сложности на сумму 197819500 рублей, а уплачено из них  38591500 рублей.
 
          Очень остро на протяжении всего 2010 года стоял вопрос роста/снижения цен на лекарственные средства. На пресс-конференции руководитель антимонопольного органа тоже уделил ему особое внимание. Джиоеев Б.М. сообщил, что по поручению Правительства РФ   и ФАС России весь 2010 год Управлением проводился мониторинг цен на лекарственные средства. В результате мониторинга за нарушение ценообразования на лекарственные средства, отнесенные к ЖНВЛ, к административной ответственности были привлечены 6 хозяйствующих субъектов. С них были взысканы административные штрафы в размере 291700 рублей.  
 
    Что касается мониторинга реализации положений ФЗ «О торговле» и мониторинга агропродовольственных рынков, то по поручению Правительства РФ и ФАС России территориальные органы также проводили еженедельный мониторинг цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В результате такого исследования антимонопольное ведомство установило, что на отдельные виды продовольственных товаров в течение 30 календарных дней подряд розничные цены увеличились на 30%. В связи с чем, Управление направило Правительству РСО-Алания предложение обратиться в Минэкономразвития РФ для введения предельных розничных цен на яйца куриные и на картофель. В результате осуществления проверочных мероприятий торговых сетей Северо-Осетинское УФАС России выявило, что торговые сети заключают договоры с поставщиками, которые не содержат спецификации товаров, т.е. не содержат самого предмета договора, а ряд продуктов поставляется в торговые сети без соответствующих договоров. По указанным фактам антимонопольный орган готовит дела к возбуждению.
 
    Нельзя не сказать о 94-ом Законе Российской Федерации, о который, по словам руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева, «много копий сломано». В 2010 году Северо-Осетинское УФАС России провело 4 плановые и 18 внеплановых проверок.  В ходе этих контрольных мероприятий было проверено 1183 размещений заказов,  из них 204 - нарушали законодательство о размещении заказов. Более того, в 2010 году в Управление поступило 53 жалобы на действия заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, конкурсных, аукционных и котировочных комиссий. Из них отозваны 6 жалоб, а в результате рассмотрения по существу, обоснованными признаны 17 жалоб. Остальные 30 – обоснованными признаны не были. Важно отметить и то, что на сегодняшний день в реестр недобросовестных поставщиков Управление включило сведения о 23 хозяйствующих субъектов.
За нарушение законодательства в сфере размещения заказов в 2010 году было возбуждено 267 дел об административных правонарушениях. В том числе возбуждено 78 дел по фактам нарушения законодательства о размещении заказов при принятии решения о способе размещения заказа, 175 дел – по фактам нарушения порядка размещения заказа, 7 - по фактам нарушения условий государственных и муниципальных контрактов. По итогам их рассмотрения наложено административных штрафов на общую сумму 1377 тыс. руб., из которых исполнено 36 постановлений на сумму 925 тыс. руб., а 43 постановления на сумму 182 тыс. руб. находится на стадии исполнения. Всего в отчетном периоде Северо-Осетинское УФАС России взыскало в федеральный бюджет штрафов в сфере размещения заказов на общую сумму 1208 тыс. руб.
Очень важна деятельность Северо-Осетинского УФАС России в сфере контроля за соблюдением закона о рекламе. В 2010 году Управление возбудило 30 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Главным критерием в этом вопросе стала достоверность предоставляемых сведений рекламодателями. Главной целью антимонопольного органа было стремление оградить граждан республики от недобросовестной и не соответствующей действительности рекламы. По результатам рассмотрения указанных дел одно дело было прекращено, по 29 выданы предписания. В итоге, за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 35 административных дел и наложено штрафов на сумму 361000 рублей, из них уже уплачено 213000 рублей.
Подводя итоги, можно смело сказать, что обсуждаемые на пресс-конференции вопросы вызвали подлинный интерес со стороны республиканских СМИ и нашли свое отражение на страницах газет, в эфирах местного радио и телевидения и на информационных сайтах республики.  
 
 
 
 
 
 
                                                             Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России