Решение и предписание Антимонопольного органа признали справедливыми

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Северо-Осетинское УФАС России едва успело подвести итоги своей успешной продуктивной деятельности в 2010 году, как на счету антимонопольного органа уже новые победы. Одна из таких громких побед связана с открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа», которое обжаловало решение антимонопольного органа в арбитражном суде, в апелляционной инстанции и, не добившись его отмены, обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

 
 В ходе судебного процесса выяснилось, что Общество является субъектом естественной монополии, владеет объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
3 февраля 2009 года ОАО «МРСК СК» получило от одного из предпринимателей заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям нежилого помещения с указанием заявленных характеристик энергопринимающих устройств : максимальная мощность – 5 кВт. Категория надежности - количество точек присоединения – одна.
Уже 27 февраля 2009 г. предприниматель получил технические условия, а 22 марта – проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК». При этом Общество обязало предпринимателя согласовать с Северо-Осетинским филиалом ОАО «МРСК СК» план-схему электроснабжения и самостоятельно рассчитало тариф на технологическое присоединение, в результате чего, стоимость услуги по технологическому присоединению составила невероятно высокую сумму - 29 352 рубля с учетом НДС. По данному факту Управление ФАС России по республики РСО-Алания возбудило в отношении «МРСК СК» дело по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. Объясняя свои действия, территориальный орган подчеркнул, что нарушения Общества выразились во множестве пунктах : в порядке приема заявки на технологическое присоединение в части предварительного согласования, в требованиях к составу заявки, в порядке и сроках направления заявителю проекта договора и технических условий. Одним из серьезных явилось нарушение Обществом требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.
По результатам рассмотрения данного дела Управление приняло решение признать действия ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая Северного Кавказа» неправомерными и выдать предписание, согласно которому Общество было обязано в назначенный срок устранить последствия злоупотребления доминирующим положением и в дальнейшем подобного не допускать.
Следуя статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество обжаловало решение Управления в арбитражный суд.
В свою очередь, суд первой и апелляционной инстанций установил все фактические обстоятельства дела, оценил представленные доказательства, справедливо применил нормы права и принял законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежали отмене или изменению.
Следует отметить, что согласно статье 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. А плата за техническое присоединение энергрпринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии. Либо посредством установления размера платы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Что касается платы по договору об осуществлении технологического присоединения, то она взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.
Судебные инстанции установили, что по договору, заключенному между ОАО «МРСК СК» и предпринимателем Общество предложило   разработать проектную документацию, предусмотренную техническими условиями. Технические условия, в свою очередь, обязывали осуществить проектировку, а также соорудить ЛЭП-0,23 кВ с самонесущим изолированным проводом (СИП), сечением проводника по расчету от существующей ВЛ-0,4 кВ до места потребления электроэнергии. Кроме того,   было установлено, что технические условия и проект договора об осуществлении технологического присоединения для согласования Общество выдало предпринимателю с нарушением срока. 
В результате инстанции пришли к выводу о том, что предложение Общества разработать проектную документацию вне границ принадлежащего ему земельного участка обязывало представить сведения не предусмотренные Правилами, а значит и действия его были неправомерные.   Ведь если следовать приказу Федеральной службы по тарифам, тариф на 2009 год на технологическое присоединение к электрическим сетям установлен в размере не более 550 рублей за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно.    К сетям ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» службой по тарифам был установлен и введен в действие размер платы за технологическое присоединение. И для предпринимателей при диапазоне напряжения 0,4 кВ и диапазоне мощности свыше до 15 кВт он составляет 281 рубль 03 копейки. Тогда как по условиям договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного между «МРСК СК» и предпринимателем стоимость присоединения составила 29 352 рублей с учетом НДС. Кроме того, Общество включило в нее и затраты на разработку сетевой организацией проектной документации.
И здесь будет целесообразно сослаться на Федеральный закон «О естественных монополиях», согласно которому субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. А исходя из части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
   Таким образом, учитывая сложившиеся обстоятельства рассматриваемого дела решение Управления ФАС России по РСО-Алания, которым действия ОАО «МРСК СК» были признаны нарушениями часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции, а также предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о конкуренции судебные инстанции справедливо признали обоснованными. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ признал решение и постановление Северо-Осетинского УФАС России законными, а кассационную жалобу «Межрегиональной распределительной сетевой компании Северного Кавказа» оставил без удовлетворения. 
 
 
 
                                                                    Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России