Действия ОАО "ЮТК" признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции

Общество с ограниченной ответственностью «Иртелком» обратилось в ОАО «ЮТК» с просьбой выдать технические условия для организации некоммутируемого транзитного соединения между своим оборудованием и оборудованием оператора связи ЗАО «Синтерра». На данное обращение Северо-Осетинский филиал ОАО «ЮТК» ответил Обществу отказом, объясняя его нецелесообразностью организации некоммутируемого транзитного соединения.     

 
   В Северо-Осетинское УФАС России обратилось Министерство экономики РСО-Алания с заявлением на действия ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Северо-Осетинского филиала ОАО «ЮТК» по РСО-Алания, которые выразились в необоснованном отказе в выдаче технических условий ООО «Иртелком» для организации некоммутируемого транзитного соединения между оборудованием оператора связи ЗАО «Синтерра» и ООО «Иртелком», а также в непредставлении, принадлежащих ОАО «ЮТК», канализационных кабельных каналов для прокладки ВОЛС.
   Представители ООО «Иртелком» поддержали доводы, изложенные в заявлении Министерства экономики, и указали на то, что действия ОАО «ЮТК» ущемляли интересы ООО «Иртелком», препятствуя развитию их сетей.
   К данному заявлению была приложена переписка между ОАО «ЮТК» и ООО «Иртелком», из которой следовало, что в соответствии с договором оказания услуг по размещению имущества средства связи ООО «Иртелком» размещены на технологической площадке ОАО «ЮТК». По указанному договору   ОАО «ЮТК» предоставляет ООО «Иртелком в аренду часть нежилого помещения для размещения оборудования. Договор является действующим и по настоящее время.
   В свою очередь представители ОАО "ЮТК" не согласились с доводами Министерства экономики и ООО «Иртелком» и пояснили, что в данном случае все-таки имел место вопрос о целесообразности выдачи технических условий для организации некоммутируемых транзитных соединений и их техническому обслуживанию. Основанием для этого является право ОАО "ЮТК" свободно владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое составляют технологические площадки ОАО "ЮТК". Представитель ОАО "ЮТК" также уточнил, что «Иртелком» имеет присоединение к ЗАО «Синтерра» вне технологических площадей ОАО "ЮТК". И именно ЗАО «Синтерра» было привлечено к участию в рассмотрении данного дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах. Однако на заседание Комиссии Общество не явилось, представив при этом все необходимые письменные пояснения. А именно, Общество объяснило, что в связи с тем, что присоединение сетей передачи данных не могло быть осуществлено по вышеуказанному адресу ЗАО «Синтерра» выдало технические условия ООО «Иртелком» для врезки в муфту ЗАО «Синтерра», расположенную на пересечении ул. Ленина и ул. Церетели во Владикавказе. Но данное соединение обеспечило лишь подключение одной единицы оборудования ЗАО «Синтерра» к другой, а не к оборудованию ООО «Иртелком».
   Выслушав заявителя, доводы сторон и внимательно изучив материалы дела, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России пришла к выводам о том, что на технологической площадке ОАО «ЮТК» размещено оборудование магистральных операторов связи, в том числе ЗАО «Синтерра». В случае присоединения к магистральным операторам иных операторов им необходимо согласовать с ОАО «ЮТК» способ и прокладку соединительных линий. Согласно п.1 Инструкции ОАО «ЮТК» от 07.06.2006 г., о порядке выдачи и ведении реестра технических условий на прокладку волоконно-оптического кабеля для прокладки ВОК необходимо направить заявку на получение технических условий. Письмом ООО «Иртелком» обратилось в Северо-Осетинский филиал ОАО «ЮТК» с просьбой выдать технические условия организации некоммутируемого транзитного соединения между оборудованием ООО «Иртелком» (2 этаж, пом.17 порт 8 коммутатора CiscoCatalyst 3560, 100Base-TX.) и оборудованием ЗАО «Синтерра» (4 этаж, пом. ВЛТЦ МТС, ряд 1, место 4 порт 10 на коммутаторе    MRVOS9024FX-4GG(vldkkz-sl-hq) 100 Base-TX). Но в ответ на данное письмо Северо-Осетинский филиал ОАО «ЮТК» сообщил, что считает нецелесообразным организацию некоммутируемого транзитного соединения между оборудованием «Иртелком» и оборудованием «Синтерра» на технологических площадях Северо-Осетинского филиала «ЮТК».
   Таким образом, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России усмотрела в действиях ОАО «ЮТК» нарушение ст.10 ФЗ «О защите конкуренции». Основанием для этого послужил факт, доказывающий что ЗАО «Синтерра», являясь магистральным оператором связи, организовало точку присоединения к своей сети в Республике Северная Осетия - Алания, по адресу: г. Владикавказ, ул. Кирова 47 на технологической площадке ОАО «ЮТК». Оборудование ЗАО «Синтерра» размещено в соответствии с договором об оказании услуг по предоставлению комплекса ресурсов и эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования связи. А согласно п. 1.1 указанного выше договора ОАО «ЮТК» предоставляет Пользователю (в частном случае ЗАО «Синтерра») на возмездной основе, услуги предоставления комплекса ресурсов для размещения оборудования магистральной сети Пользователя в производственных помещениях ОАО «ЮТК», а так же услуги по обеспечению функционирования оборудования и его эксплуатационно-техническому обслуживанию. Договором предусмотрено предоставление услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования пользователя. Составы услуг указаны в приложениях.  
   Кроме того, между ООО «Иртелком» и ЗАО «Синтерра» в рамках Договора был подписан Заказ №1 на оказание услуги присоединения и услуг по пропуску IP-трафика в сеть передачи данных. Согласно разделу 4 Заказ №1 указанное присоединение должно быть организованно по адресу: г. Владикавказ ул. Кирова, 47 4 этаж пом. ВЛТЦ МТС, ряд 1 место 4, порт 10 на коммутаторе MRV.  
   Так же, Комиссия установила, что действующим законодательством не установлен запрет или ограничение на организацию присоединения, в случае наличия соединения вне технологических площадей. Аналогичное пояснение было дано и представителями ответчика.  Исходя из информации, которую Северо-Осетинскому УФАС России представил Россвязьнадзор, единственной точкой присоединения оператора связи ЗАО «Синтерра» во Владикавказе, является точка присоединения, расположенная на ул. Кирова, 47. Более того, антимонопольный орган по РСО-Алания провел анализ рынка предоставления сооружений связи для размещения средств связи «узел доступа (точка присоединения) к сети передачи данных». В результате анализа было установлено, что на указанном товарном рынке, географические границы которого совпадают с административными границами   города Владикавказ Республики Северная Осетия - Алания ОАО "ЮТК" является единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим сооружения связи для размещения средств связи к сети передачи данных. А его доля на данном рынке составляет 100%. Учитывая статью 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. А значит и действия, занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта ОАО «ЮТК», результатом которых стало ущемление интересов ООО «Иртелком», категорически запрещаются.  
   Напомним, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). В данном случае, так как условия присоединение сети передачи данных прямо не урегулированы действующим законодательством, Комиссия посчитала возможным применение Правил взаимодействия сетей электросвязи, установленных Постановлением Правительства от 28.03.2005 г. № 161.
   Надо сказать, что в процессе присоединения сетей связи сторонних операторов организуется точка присоединения, включающая в себя оборудование обоих операторов связи, и соединительные линии, с помощью которых организуется физическое подключение оборудования. Что касается услуги НТС, то ее функциональным назначением является организация соединений между оборудованием сторонних операторов связи, а также обслуживание этих соединений. Следовательно, соединение между оборудованием операторов связи является составной частью точки присоединения, организуемой этими операторами с целью присоединения и взаимодействия сетей электросвязи, и это соединение неотделимо от точки присоединения.
   Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что соединительные линии между оборудованием ЗАО «Синтерра» и ООО «Иртелком» не могут быть вынесены отдельно от остального оборудования, образующего точку присоединения, за пределы технологических площадок ОАО «ЮТК», где расположено оборудование. А значит, средства связи могут быть размещены только в специально приспособленных для этого зданиях, строениях, отвечающих технологическим требованиям. В рассматриваемом Комиссии случае таким зданием является ВЛТЦ МТС, расположенное по адресу по адресу: г. Владикавказ, ул. Кирова 47.
   Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия установила, что ОАО "ЮТК" не имело оснований отказывать оператору связи ООО «Иртелком», оборудование которого размещено на технологических площадках ОАО "ЮТК", в выдаче технических условий для   организации некоммутируемого транзитного соединении. Кроме того, Комиссия посчитала необходимым отметить, что довод представителей ОАО «ЮТК» о том, что организация некоммутируемого транзитного соединения возможна при заключении договора с ОАО «ЮТК» на оказание услуг по предоставлению технологических ресурсов для организации соединения оборудования ею оценивается критически.
   В соответствии с Договором оказания услуг по размещению имущества  ООО «Иртелком» арендует у ОАО «ЮТК» часть нежилого помещения для размещения и эксплуатации оборудования. По договору оказания услуг по размещению имущества ОАО «ЮТК» обязуется обеспечивать беспрепятственный доступ специалистов ООО «Иртелком» и обеспечивать условия для функционирования объекта.
   Как установлено Комиссией, отдельных договоров по размещению кабельных линий, отходящих от оборудования и проложенные к оборудованию ООО «Иртелком» и проложенных в различных типах конструкций, предназначенных для их размещения с ОАО «ЮТК» не заключалось. ООО «Иртелком» не приобретал у ответчика и не оплачивал ему услуги по предоставлению технологических ресурсов. Так же договором на оказания услуг по размещению оборудования ООО «Иртелком»не предусмотрено, что для прокладки кабельных и соединительных линий требуются дополнительные технологические ресурсы.
   Нормативными правовыми документами, нормами технологического проектирования также установлены и требования к помещениям, в которых размещается оборудование связи, в том числе требования к электро- и теплоснабжению, пожаробезопасности, вентиляции помещений, а также установлены требования для размещения (ввода, расположения) оборудования связи, в том числе кабелей связи. На основании перечня работ, выполняемых ОАО "ЮТК" при организации и эксплуатации сторонними операторами соединительных линий, образованных в процессе присоединения сетей, Комиссия пришла к выводу, что фактически ОАО "ЮТК" обеспечивает размещение соединительных линий в соответствии с установленными нормативными правовыми документами и нормами технологического проектирования, а также обеспечивает надлежащее функционирование помещений, в том числе надлежащие климатические условия. 
   Таким образом, ОАО "ЮТК" оказывает сторонним операторам связи услуги по предоставлению помещений ОАО "ЮТК" в пользование для размещения средств связи - как оборудования (шкафы, стойки и т.д.), так и соединительных линий (кабелей связи). И не оказывает услуги по организации (созданию) соединительных линий (транзитных соединений, каналов передачи), а также, по предоставлению в пользование соединительных линий.
   А поскольку ОАО «ЮТК» занимает доминирующее положение на рынке предоставления сооружений связи для размещения средств связи в границах г. Владикавказа, то, следовательно, на ответчике лежала обязанность доказать экономическую или технологическую невозможность выдачи технических условий для организации некоммутируемого транзитного соединения, а также обосновать, такой отказ федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
   Так как ОАО «ЮТК» не представило Комиссии Северо-Осетинского УФАС России таких доказательств, его отказ в выдаче технических условий ООО «Иртелком» для организации некоммутируемого транзитного соединения между оборудованием оператора связи ЗАО «Синтерра» и оборудованием ООО «Иртелком» мог расцениваться Комиссией, как злоупотребление доминирующим положением, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Иртелком» и   препятствия    для развития сетей ООО «Иртелком». 
   Однако Комиссия не расценила  отказ ОАО «ЮТК» в выдаче технических условий ООО «Иртелком» для размещения кабелей связи в телефонной канализации на территории Владикавказа как злоупотребление доминирующим положением. Причиной этому явился пункт 5 статьи 6 Закона о связи, согласно которому определено, что операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.
   В приведенной норме закона не предусмотрена обязанность оператора связи, владеющего линейно-кабельными сооружениями, предоставлять их другим операторам и обязанность выдавать им в этом случае технические условия на прокладку кабелей связи.
   Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона о защите конкуренции, Комиссия решила признать ОАО "ЮТК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в необоснованном отказе оператору связи ООО «Иртелком» в выдачи технических условия для организации некоммутируемого транзитного соединения между сторонними операторами связи. Полный текст решения см. so-alania.fas.gov.ru/page.php
   Но ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в лице Северо-Осетинского филиала не согласилось с принятым решением и обратилось в Арбитражный суд с требованием признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания.
   Заявление было мотивировано тем, что ОАО «ЮТК», якобы, не отказывало ООО «Иртелком» в выдаче технических условий на организацию НТС, так как направило Обществу проект договора, а затем и протокол согласования разногласий. А ООО «Иртелком», в свою очередь, не обратилось в суд с требованием о понуждении ОАО «ЮТК» заключить с ним договор. Это в соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ свидетельствовало о том, что действия ОАО «ЮТК» не являлись уклонением от заключения договора, а значит и основания для понуждения к его заключению отсутствовали.
   Однако суд посчитал довод Южной телекоммуникационной компании несостоятельным, так как в письме, направленном ООО «Иртелком» отсутствовала ссылка на урегулирование вопроса подписания договора на оказание услуг, а был представлен конкретный ответ о нецелесообразности организации НТС между оборудованием ООО «Иртелком» и оборудованием ЗАО «Синтерра» на технологических площадях ОАО «ЮТК». Данный факт суд расценил, как отказ в выдаче технических условий.
    Таким образом, решение и предписание Северо-Осетинского УФАС России соответствовали закону и иным нормативным актам, не нарушали права и законные интересы ОАО «ЮТК», что в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исключило их отмену и признание незаконными.
   Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд принял решение отказать ОАО «Южная телекоммуникационная компания» в удовлетворении требований о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                               Пресс-служба Северо-Осетинского УФАС России