200 тысяч рублей - штраф Открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владикавказ"

ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия – Алания с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС по РСО-Алания о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.

 
   Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии» Федеральная антимонопольная служба и территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии. Во исполнение данного постановления антимонопольный орган направил ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» запрос о предоставлении в строго указанный срок сведений, подтверждающих опубликование в официальных печатных изданиях и электронных СМИ информации, предусмотренной в пунктах 9 и 11 Стандартов №24.
   В ответ на требование Северо-Осетинского УФАС России Общество направило письмо, в котором указало, что статья 22 Федерального Закона «Об электроэнергетике» на момент поступления запроса уже утратила силу, в связи с чем Общество как субъект естественных монополий в электроэнергетике, не обязано публиковать в средствах массовой информации сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации. И, тем не менее, отметили представители Общества, бухгалтерская отчетность все-таки была опубликована на сервере раскрытия информации ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» 20.04.2010. То есть информация, предусмотренная пунктом 9 Стандартов 24, была обнародована, а значит и требование исполнено. Однако даже об этом антимонопольный орган осведомлен не был. 
   В свою очередь Управление этот аспект  надлежащим исполнением обязанности по раскрытию информации не признало, так как сервер не является ни Официальным сайтом Общества, ни официальным сайтом, определенным Правительством Российской Федерации.
   По данному факту антимонопольным органом в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении по статье 9.15 КоАП РФ. Непосредственно дело об административном правонарушении было также рассмотрено антимонопольным органом  при участии представителя ОАО «Международный аэропорт Владикавказ». По результатам рассмотрения дела Северо-Осетинское УФАС России вынесло  постановление, согласно которому Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 200. 000 руб. Ведь согласно статье 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии, установленных стандартами раскрытия информации, порядка способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы, органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот до пятисот тысяч рублей. Общество не согласилось с данным постановлением и в соответствии со статьей 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжаловало его в арбитражный суд.
   В судебном заседании представитель Управления ФАС России по Республике Северная Осетия –Алания еще раз подчеркнул, что Общество раскрыло не всю необходимую информацию в строго указанный срок.
Это обстоятельство представитель ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» не оспаривал, но пояснил, что сведения не были раскрыты по причине незнания. Дело в том, что Общество не было осведомлено о необходимости раскрывать данную информацию, в том числе и потому, что антимонопольный орган не сообщил ему об этой обязанности. Эти доводы суд признал несостоятельными.
    В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, Общество, являясь коммерческой организацией, осуществляет предпринимательскую деятельность на свой риск. И на него возлагается обязанность подобающим образом выполнять требования законодательства. При этом на антимонопольный орган обязанность доводить до участников рынка требования организаций не возлагается. А незнание законодательства не  является обстоятельством, освобождающим от ответственности за его нарушение.
 Суд не принял и довод заявителя о том, что Общество не является монополистом на рынке транспортировки электрической энергии, а значит, не подлежит привлечению к ответственности по статье 9.15 КоАП РФ. Суд посчитал, что раскрытие информации относительно предмета электрической энергии предусмотрено Стандартами №24, которые подлежат выполнению субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии.
    Как установил антимонопольный орган, а затем и пояснил в судебном заседании представитель заявителя, Общество осуществляет транспортировку электроэнергии своим электросетям и является территориальной сетевой организацией. А это значит, что оно было обязано раскрыть всю информацию в соответствии с требованиями Стандартов №24.
   Но отметим и то, что Общество все-таки справедливо заметило, что на момент получения им запроса антимонопольного органа статья 22 Федерального закона «Об электроэнергетике» была признана утратившей силу. Однако данное обстоятельство тоже не освобождает субъекты естественных монополий в электроэнергетике от обязанности публиковать в СМИ сведения о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемых Правительством РФ, так как статья 22 Закона об электроэнергетики утратила силу с 29.07.2010 года, а необходимость раскрыть информацию возникла у Общества несколько раньше. Помимо этого, обязанность субъектов рынков электрической энергии раскрывать информацию установлена еще и пунктом 2 Стандартами №24.
    Таким образом, у Общества не имелось объективных препятствий для выполнения требований Стандартов №24, а потому вывод антимонопольного органа о том, что в действиях Общества содержится состав вменяемого ему административного правонарушения, являлся правильным.
   Исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения правонарушения, суд посчитал, что оспариваемое постановление принято Северо-Осетинским УФАС России  в рамках своих полномочий, что бездействие Общества, действительно, образует состав административного правонарушения, установленного статьей 9.15 КоАП, а нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено и потому оспариваемое постановление справедливо и законно. И на основании изложенного, суд принял решение отказать ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» в заявленных им требованиях.
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                  Пресс-служба Северо-осетинского УФАС России