Ненадлежащая реклама. Штрафы увеличены!

Рекламный бизнес   играет     значительную роль,  как в обществе, так и в экономике страны.Исходя из собственного многолетнего опыта работы по осуществлению государственного контроля деятельности хозяйствующих субъектов в сфере рекламы, приходиться констатировать, что люди, занимающиеся  этим видом бизнеса   либо   вообще не    знакомы с   Федеральным законом «О рекламе», либо безответственно относятся к выполнению его требований.  Напомню, что целью данного закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе принципов добросовестной конкуренции, и в этой связи   закон предусматривает реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. Действие его направлено также  на предупреждение нарушения законодательства о рекламе и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

      Однако, как показывает практика не все рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители стремятся предоставить потребителю добросовестную, достоверную рекламу. И  тому масса примеров. Некорректно поступают многие рекламодатели, сравнивая свой рекламируемый товар с находящимися в обороте аналогичными товарами, используя при этом  термины «лучший», «№1», «самый эффективный» и т. д.,  не имея при этом  подтверждающих документов. По-прежнему, не отвечают требованиям закона рекламы, содержащие информацию о продаже в кредит мебели, аудио- видео аппаратуры, сотовых телефонов. Большинство  таких  реклам  предоставляют потребителям индивидуальные предприниматели, которые  с целью привлечения внимание покупателей к своим товарам и услугам присваивают несвойственные им полномочия, к примеру, услуги по предоставлению потребительского  кредита. Порой и банки  также вводят потребителей в заблуждение относительно повышения процентных ставок по вкладам физических лиц.
   Но лидируют по количеству нарушений законодательства о рекламе в РСО- Алания рекламы медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинской техники без указания предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. Ненадлежащая реклама может принести  определенный  вред.
      Целью данной статьи является информирование участников рекламного рынка о повышении административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе о тех  изменениях, которые внесены  в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и вступили в силу с 31 марта 2010г. 
 Прежде всего, надо отметить, что статья 14.3   КоАП РФ,  содержащая нормы, которые предусматривают привлечение  рекламодателей рекламораспространителей, рекламопроизводителей за нарушение законодательства о рекламе,  значительно расширена. Помимо общего
                                                       -2-
состава такого административного правонарушения как нарушение законодательства о рекламе, дополнена самостоятельными                                                составами, связанными с нарушением Федерального закона «О рекламе». При этом минимальный размер штрафа за общий состав нарушения законодательства о рекламе повышен для юридических лиц с 40 до  100 тысяч рублей, максимальный размер такого штрафа остался прежним - 500 тыс. рублей. В то время как штраф для граждан за данный состав административного правонарушения остался прежним: от 2 тыс. руб. до  2,5тыс. рублей; на должностных лиц - от 4 тыс. до 20 тыс. рублей.
  К самостоятельным  составам нарушениям законодательства о рекламе, закрепленным  в статье 14.3 КоАП РФ  отнесены:
 - нарушения порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой
-превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах,
- распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации,
- превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях,
- прерывание рекламой при кино-и видеообслуживании демонстрации фильма,
 -  совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут,
 - совмещение рекламы с трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи
За совершение  указанных правонарушений (за исключением превышения допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях) установлена административная ответственность в виде  штрафа: минимальный размер которого за совершение юридическими лицами данных правонарушений составляет 200 тыс. руб. максимальный -500 тыс. руб. Минимальный размер штрафа за такие нарушения, совершенные должностными лицами увеличен до 10 тыс. руб. максимальный составляет 20 тыс. руб. За превышение допустимого законодательством о рекламе  объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях юридическими лицами штраф установлен в размере от 40тыс. руб. до 100 тыс. руб., должностными лицами от 4 тыс. руб. до 7 тыс. руб.
     Полномочия по рассмотрению дел, а также по составлению протоколов  об административных правонарушениях за нарушение статьи 14.3 КоАП РФ сохранены за антимонопольными органами.  При этом, должностные лица органов внутренних дел (милиции) органов государственной инспекции по
                                                    -3-
 
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции лишены полномочий по составлению протоколов об административной ответственности за нарушение статьи 14.3 КоАП РФ.
 Кроме того, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением Федерального закона  «О рекламе», но не предусмотренных в статье 14.3 КоАП РФ.  Это установка рекламной конструкции без наличия разрешения на ее установку или установку с нарушением требований технического регламента, размещение рекламы, которая создает угрозу безопасности дорожному движению.                                                       Административную ответственность  предусмотрена для  рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей за нарушение сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы.  Все эти составы правонарушений закреплены в статьях 14.37. 14.38. 19.31 КоАП РФ.
 Административная  ответственность за установку рекламной конструкции без наличия  разрешения на ее установку или установку с нарушением требований технического регламента закреплена статьей 14.37 КоАП РФ, согласно которой к ответственности за данное правонарушение могут, привлечены  как граждане, так и должностные лица, юридические лица
 Административный штраф в этом случае  на граждан предусмотрен   от 1 тыс. руб. до  1,5 тыс. руб. на должностных лиц – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. руб. до 80 тыс. руб.
  Рассматривают дела об административных правонарушениях за нарушения статьи 14.37 КоАП России судьи. Но при этом составлять протоколы об административном правонарушении за указанные нарушения уполномочены должностные лица органов внутренних дел ( милиция).
        Полагаю, что совершенно справедливо предусмотрена административная ответственность за ряд нарушений Федерального закона «О рекламе», связанных с угрозой безопасности дорожного движения при размещении рекламы.  Речь идет о   рекламе, которая имеет сходство с дорожными знаками, или размещена на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения. Реклама, размещенная  на транспортном средстве, также  создаёт угрозу безопасности дорожного движения, так как может   ограничивать обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения Небезопасна и звуковая реклама, размещенная на  транспортном средстве
 Также  предусмотрена ответственность за размещение рекламы на транспортном средстве, на наружных поверхностях которого нанесены специальные цветографические схемы автомобилей оперативных служб,
                                               -4-
 
транспортном средстве, оборудованном устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортном средстве федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которого расположены по диагонали белые полосы на синем фоне, а также на транспортном средстве, предназначенном для перевозки опасных грузов.
 За указанные нарушения статьей 14.38 КоАП РФ предусмотрен штраф с повышенным минимальным размером: на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб. а на юридических лиц от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Полномочия по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушения статьи 14.38 предоставлены антимонопольным органам.
 Еще   одно   очень важное нововведение   внесено в   КоАП РФ: впервые введена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем сроков хранения рекламных материалов или их копий, а также договоров на производство, размещение или распространение рекламы.
 За указанные нарушения статьей 19.31 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафные санкции:  на граждан в размере от 1 тыс. руб. до 2 тыс. рублей; на должностных лиц - от 2 тыс. руб. до  10 тыс.руб.; на юридических лиц - от  20 тыс. руб.до  200 тыс. руб.
     Антимонопольный орган,  осуществляя  свои полномочия по государственному контролю  за соблюдением законодательства о рекламе, вправе запрашивать   у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информацию необходимую для осуществления своих функций. Иногда   индивидуальные предприниматели, юридические лица безответственно относятся к требованиям антимонопольного органа по предоставлению необходимой информации: представляют неполную информацию или ссылаются не отсутствие документов. В Кодекс введена норма, предусматривающая повышенный размер ответственности за полное непредставление в антимонопольный орган сведений (информации ), так и представление таких сведений в неполном объеме или скаженном виде либо представление   недостоверных сведений.
  Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) согласно части 6 статьи 19.8 влечет наложение административного штрафа на должностных                                                         лиц в размере от 2 тыс.до 10 тыс. руб.; на юридических лиц - от  20 тыс.до  200 тыс. руб.
      Штрафы – это, пожалуй, самое эффективное средство воздействия на правонарушителя, но вместе с тем они выполняют и другие функции: воспитательную, которая способствуют воспитанию правонарушителя в духе соблюдения законов, уважение к правопорядку; превентивную, заключающуюся в предупреждении совершения виновным новых правонарушений.
 Возможно, повышенные меры административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе,   кому-то покажутся очень строгими, но как говориться: « Закон суров. Но это - закон».