В предсказуемые берега

В начале прошлой недели на страницах «СО» было опубликовано интервью с заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Павлом Субботиным, побывавшим в Северной Осетии с рабочим визитом. Темой состоявшегося разговора стали принятые недавно федеральной властью решения и правовые акты, направленные на развитие реальной конкуренции на отечественном рынке, делающие более прозрачной и контролируемой ценовую политику крупных монополистов. И, наконец, создающие более благоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса, снижающие административные барьеры на пути его более динамичного и масштабного развития. Эти шаги федеральная власть рассматривает как одну из самых действенных мер, призванных помочь справиться с нелегкими последствиями экономического кризиса. О том, что данная публикация вызвала у читателей газеты интерес, свидетельствуют и многочисленные их звонки в редакцию «СО». Предприниматели, да и те, кто еще только планирует завести «свое дело», просят конкретнее рассказать о тех изменениях, которые внесены в антимонопольное законодательство и другие правовые акты. Сделать это «СО» пригласила руководителя Северо-Осетинского управления Федеральной антимонопольной службы Батырбека Джиоева. – Батырбек Магрезович, так что же сейчас изменилось или будет меняться в существующем правовом поле, касающемся развития конкуренции? – Федеральная антимонопольная служба совместно с заинтересованными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства. Изменения вносятся в ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях и 178-ю статью Уголовного кодекса РФ. Законы одобрены Парламентом и подписаны Президентом РФ. Это уже второй антимонопольный пакет. Он представляет собой комплекс мер и поправок в законодательство, которые будут способствовать развитию конкуренции на рынках Российской Федерации. Они на треть меняют прежние «правила игры», ужесточают административную и уголовную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства в данной сфере. – О чем же конкретно идет речь? – Одним из важнейших изменений являются поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения. – Что же в этом «черном» списке? – Это прежде всего ограничение, устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением на рынке, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора. Ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере. Уголовное наказание в виде лишения свободы предусмотрено сроком от года до 7 лет в случае, если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождались насилием или угрозой насилия. Между тем правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, если в его действиях не содержится иной состав преступления. Такое «закручивание гаек», считаю, вполне обоснованная и необходимая мера. Хотя ФАС России всегда настаивала на том, что за экономические правонарушения должны применяться прежде всего экономические санкции. Однако виновники имеющих место грубейших антиконкурентных действий должны нести уголовную ответственность, поскольку они наносят существенный вред экономике страны. Что особенно недопустимо сейчас, когда страна и наша республика в частности живут под прессом кризисных последствий. – А какие же дополнения появились в Федеральном законе «О защите конкуренции»? – Одно из самых важных – ужесточение контроля и мер реагирования на злоупотребления рыночной властью. Здесь речь идет о введении в действие нескольких правовых норм. О мерах пресечения проявлений антиконкурентного поведения компаний независимо от занимаемой ими доли на рынке. Поправки в закон также предусматривают: – согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона №294-ФЗ «По защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; – проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей); – установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства и другие меры, которые, думаю, помогут антимонопольным органам навести в этом важном деле порядок. – Заместитель руководителя ФАС России Павел Субботин в своем интервью «СО» говорил и о внесенных поправках в законодательство, регламентирующее систему госзаказов. В чем конкретно оно состоит? – К примеру, в том, что в результате госзаказ будет перенацелен в пользу малого бизнеса. – Какие предусмотрены для этого механизмы? – До 20% всех лотов, выставленных заказчиком в течение года на торги, должны быть раздроблены на более мелкие, стоимостью менее 12 млн рублей. Таким образом, с учетом объемов госзакупок малому бизнесу достанется, думаю, значительная доля госзаказа. А в условиях, когда кредит стоит 25%, госзакупки, беспроцентное авансирование – это возможность для малого бизнеса выжить. Что позволяет также обеспечить его госзаказами в объеме от 400 до 800 млрд рублей ежегодно. Согласитесь, это существенная поддержка для малого предпринимательства, особенно если учесть, что в 2010 году объем средств на поддержку малого бизнеса федеральным центром предусмотрен в размере 15 млрд рублей. Внесенные же поправки в Административный кодекс РФ конкретизируют и ужесточают ответственность закупщика за невыполнение введенных норм. В виде штрафа, налагаемого за невыполнение требования, обязывающего дробить лот. А также за: - неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг среди субъектов малого предпринимательства; - нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке; - продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации; - непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контрактов и т.д. Все эти нововведения призваны существенно оздоровить и помочь дальнейшему развитию реальной конкурентной среды в России, что называется, ввести в предсказуемые берега деятельность монополистов. Отрегулировать их ценовую политику. А в конечном итоге позволит защитить интересы рядовых граждан страны. – Кстати, о ценовой политике. Экономический кризис заставил многие страны пересмотреть ее. Цены на некоторые товары и услуги там пошли на снижение под давлением падения покупательной способности людей и соответственно спроса. Только у нас наблюдался обратный эффект: рост цен на большинство товаров. Самое наглядное тому подтверждение – цены на бензин. Что же, теперь у антимонопольной службы появились рычаги влияния на ситуацию? – Если говорить о цене на бензин, то положение дел в этой сфере обстоит несколько сложнее. Это многофакторная проблема, которую одним администрированием и контролем не решить. Россия признана сейчас страной, наиболее динамично развивающей антимонопольное законодательство. Но одновременно наша страна с точки зрения развития реальной конкуренции далеко не в лидерах. И проиллюстрировать это можно конкретными примерами. Вы знаете, сколько сегодня у нас заводов, которые перерабатывают нефть на горюче-смазочные материалы? Всего 9 на всю Россию, на 140 млн населения, на огромный экономический потенциал. Еще одна цифра. Из этих девяти самостоятельным является только один. Остальные интегрированы в нефтедобывающие компании, которые, как говорят, и «заказывают музыку», устанавливают цены на ГСМ. А как же в этом плане обстоят дела в некоторых других странах? К примеру, в США нефтеперабатывающих заводов – более 200. Вот ответ на вопрос, почему антимонопольной службе так сложно сдержать сговоры монополистов. Почему нам так сложно сделать рынок более совершенным. Но мы это делаем и будем делать. Но проблему, тем не менее, необходимо решать системно. Строить у себя заводы по переработке нефти, выпускать неизмеримо больше, чем сейчас, конечной продукции. Увеличивать предложения на рынке. И шаги в этом направлении уже делаются. Вопросы задавала Л. АНДРЕЕВА.