Развитие конкуренции должно быть задачей каждого органа власти

Федеральная антимонопольная служба совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства. Изменения вносятся в ФЗ "О защите конкуренции", Кодекс об административных правонарушениях и 178 статью Уголовного кодекса РФ. Законы одобрены парламентом и подписаны Президентом РФ 11 августа в Северо-Осетинском УФАС России состоялась пресс-конференция посвященная принятию Правительством Российской Федерации поправок, составляющих «второй антимонопольный пакет». Он представляет собой комплекс мер и поправок в законодательство, которые будут способствовать развитию конкуренции на рынках Российской Федерации. На пресс-конференции руководитель Северо-Осетинского УФАС России Батырбек Магрезович Джиоев озвучил изменения и пояснил, что второй антимонопольный пакет поправок в законы на треть меняют прежний закон о защите конкуренции, ужесточают административную и уголовную ответственность. - «Одним из важнейших изменений, становятся поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства. Список нарушений таков: недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившееся в установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок, если такие деяния повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству или повлекли извлечение дохода в крупном размере. Уголовное наказание в виде лишения свободы предусмотрено сроком от года до 7 лет в случае, если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождалось насилием или угрозой насилия. Между тем, правонарушитель может быть освобожден от уголовной ответственности, если он способствовал раскрытию преступления, возместил причиненный ущерб или перечислил в федеральный бюджет доход, полученный в результате своих действий, и если в его действиях не содержится иного состава преступления. ФАС России всегда настаивала на том, что за экономические правонарушения должны применяться прежде всего экономические санкции. Однако, есть грубейшие антиконкурентные действия, за которые нарушители должны нести уголовную ответственность, поскольку они наносят существенный вред экономике страны. Среди изменений, внесенных в ФЗ «О защите конкуренции» одним из самых важных стал отказ в той или иной степени от порогов доминирования, использование термина «злоупотребление рыночной властью». В частности речь идет о введение в законодательство закрытого списка критериев и видов антиконкурентного поведения компаний, запрещенных независимо от занимаемой доли на рынке. Поправки в закон так же предусматривают: - использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и «метода сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться «ретроспективный метод», позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода. - согласование порядка проведения антимонопольными органами проверок соблюдения антимонопольного законодательства с положениями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». - проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей). - уведомительный порядок совершения сделок внутри группы лиц, объединенной по «структурному» основанию (лицо владеет более чем 50 процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества). - установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства. Во втором антимонопольном пакете предусмотрены так же поправки в ФЗ № 94, благодаря которым госзаказ будет перенацелен в пользу малого бизнеса. До 20% всех лотов, выставленных заказчиком в течение года на торги, должны быть раздроблены на более мелкие лоты стоимостью менее 12 млн рублей. Таким образом, с учетом объемов госзакупок малому бизнесу достанется очень значительная доля госзаказа. В условиях, когда кредит стоит 25%, госзакупки, беспроцентное авансирование - это возможность выжить для малого бизнеса. Это позволяет обеспечить малый бизнес госзаказами на сумму в объеме от 400 до 800 млрд рублей ежегодно. Это существенная поддержка для МБ, особенно в сравнении с тем, что в 2010 году объем средств на поддержку малого бизнеса составит 15 млрд рублей. Поправки в Административный кодекс РФ, предусматривает ответственность закупщика в виде штрафа за несоблюдение нормы, обязывающей дробить лот. Закупки естественных монополий и госкорпораций должны осуществляться только на конкурсной основе. В частности, в КоАП предусмотрена административная ответственность должностных лиц - руководителей корпораций и монополий за невыполнение закона о закупках. Административная ответственность так же устанавливается за: - неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства; - нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке; - продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации; - непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта». Завершая свое выступление, Б.Джиоев обратил внимание на то, что именно развитие конкуренции является одним из ключей для успешного экономического развития России, и поэтому развитие конкуренции должно быть задачей каждого органа власти.