Северо-Осетинскому УФАС России - 15 лет

Северо-Осетинскому УФАС России – 15 лет! В этом году исполнилось 15 лет с момента создания Северо-Осетинского УФАС России. За это время менялась структура, названия и полномочия антимонопольного органа, но задачи оставались прежними — защита конкуренции, пресечение проявлений монополизма во всех его видах и повышение прозрачности российской экономики. Северо-Осетинское управление антимонопольной службы как региональное структурное подразделение антимонопольного ведомства было создано 14 марта 1994 года. 2009 год – юбилейный для нашего управления, 15 лет антимонопольщики стоят на страже развития рыночной экономики республики. Прошедшие 15 лет работы – это период становления и развития антимонопольного регулирования экономики России, совершенно нового вида деятельности в нашей стране. Государство, не просто заявившее миру о переходе к рыночной экономике, но и сделавшее в этом направлении реальные шаги, должно было принимать соответствующие законы, защищающие зарождающие экономические отношения, и соответственно, должно было создавать органы, обеспечивающие их исполнение. Годы работы в новых условиях показали, что рыночные механизмы эффективно заработали во многих сферах экономики, и значительный вклад в достижение успехов реформирования экономики принадлежит территориальным антимонопольным органам. Результаты деятельности территориальных антимонопольных органов свидетельствуют об их становлении, росте профессионального мастерства и формировании коллектива. История Управления федеральной антимонопольной службы по РСО-А началась когда приказом № 30-к Государственного Комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) был назначен руководитель управления Батырбек Магрезович Джиоев. Он сформировал первую команду активных защитников конкуренции, способных одновременно и защитить предпринимателя, и отстоять права потребителей. В то время численность управления составляла 12 человек. В трудное время, когда экономическая ситуация в стране не улучшалась, заработная плата государственных служащих была чрезвычайно низкой, ему удалось сохранять основу коллектива, поддерживать его трудоспособность. Многие ушли, но основной костяк коллектива сохранился и составил основу для дальнейшего роста команды единомышленников. В 2004 году Управление отмечало свое десятилетие составом в 7 человек. В настоящее время в управлении трудится коллектив профессионалов из 19 человек, способный решать сложные задачи. Об этом свидетельствуют многомиллионные штрафы, взимаемые с нарушителей, которые значительно пополняют Федеральный бюджет России. Так, за 2008 год Северо-Осетинское УФАС России пополнило общероссийскую казну на 310 млн. А в этом году наши сотрудники наложили уже 55млн. штрафа. О качественной работе Управления свидетельствует и то, что по данным ФАС России о работе территориальных органов Северо-Осетинское УФАС России входит в лидирующую десятку. В 2008 году мы заняли 6-е место. Еще бы, ведь нами руководит почетный работник антимонопольных органов России (руководителей ФАС, с такими почетными званиями всего 25 по всей России), государственный советник России 2-го класса– Батырбек Магрезович Джиоев. А работают вместе с ним сотрудники, имеющие почетные грамоты и благодарности за вклад в проведении государственной политики в области развития конкуренции, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности. В целом, профиль и направления деятельности Северо-Осетинского УФАС России не изменились в результате административной реформы 2004 года. У нас забрали функции по защите прав потребителей, но добавили функции по контролю законодательства о размещении заказов. Основные направления деятельности Северо-Осетинского УФАС России: 1) Контроль и надзор на товарных и финансовых рынках; 2)Контроль и надзор за деятельностью естественных монополий; 3)Контроль рекламной деятельности; 4) Контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов; 5) Контроль за порядком осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Важной особенностью российской экономики является то, что антиконкурентные действия могут исходить не только от субъектов рынка, в том числе и естественных монополий, доминирующих на рынке определенных услуг, но и от органов власти. В этом, отчасти, заключается некоторая сложность перестройки экономических отношений в стране в целом и республике в частности. За годы советской власти в России сложилась преимущественно монополизированная экономическая среда, чему способствовала административно – командная система управления. Значительная часть ныне работающих управленцев из этой системы, и они особенно болезненно воспринимают требования антимонопольных органов о необходимости действовать в строгом соответствии с нормами антимонопольного законодательства. Здесь, на наш взгляд, одна из подзадач управления и его работников – мягкое, грамотное правовое воспитание руководителей и работников органов исполнительной власти субъекта Федерации, органов местного управления, проведение постоянной разъяснительной работы. Данное направление чрезвычайно важно, и о сиюминутном успехе и быстром искоренении всех нарушений можно только мечтать. Сейчас можно с уверенностью сказать, что по большинству возникающих проблем, связанных с государственным регулированием экономических отношений в РСО-А управлением находятся точки соприкосновения с органами государственной власти республики, совместно решаются все спорные вопросы. Главным достижением Северо-Осетинского УФАС России за прошедшие 15 лет является повышение уровня культуры рыночных отношений в республике. Это подтверждают цифры. Ежегодно антимонопольная служба возбуждает около сотни дел. Но практически половина из них закрывается еще до вынесения решений комиссии - предприниматели сразу же устраняют нарушения. Специалисты управления уверены – осетинский бизнес понимает, что нарушать антимонопольное законодательство не выгодно. Сегодня, можно с уверенностью сказать, что Северо-Осетинское УФАС России в целом справляются со своей работой. Однако, мы не останавливаемся на достигнутом – каждые три года сотрудники Управления отправляются на обучение в различные высшие учебные заведения России, каждый из них совершенствуется, желая стать более квалифицированными в своей профессии. Сегодня создание благоприятных конкурентных условий стало задачей не только ФАС России, но и всего Правительства Российской Федерации. От нас ждут реальных изменений ситуации на рынках, и первые шаги уже сделаны. 26 марта юбиляры отметят свой праздник! Я от всей души поздравляю своих коллег с этой прекрасной датой! Желаю сил, энергии, активности и успеха в деле защиты конкуренции, во благо экономики республики и поддержке предпринимательства. Пусть с каждым днем работы для антимонопольного ведомства становится все меньше, а качество нашей работы — выше.