Аналитический отчет по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на розничном рынке по теплоснабжению за 2019 год

                                                   Содержание

1.Общие положения…………………………………………….……….……… 3

2. Временной интервал исследования.……………………………………….… 3

3. Продуктовые границы товарного рынка…………………….……………… 4

4. Географические границы товарного рынка……..………….………………. 6

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке…………………………….….....………….………………… 7

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке…………………………….……………………………….…. 8

7. Определение уровня рыночной концентрации, определение барьеров входа на рынок, оценка состояния конкуренции на рынке теплоснабжения… 9

8. Анализ состояния конкурентной на товарном рынке (Выводы)…………... 13

                                                 1. Общие положения

   Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по теплоснабжению конечного потребителя (далее – Анализ) проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа рынка), и в соответствии с пунктом 4.1 Плана работы ФАС России по проведению анализа состояния конкуренции на товарных рынках, утвержденного приказом ФАС России от 29.12.2018 № 1929/18 (далее – План работы).

  Целью проведения Анализа является оценка состояния конкуренции на рынке услуг по теплоснабжению конечного потребителя, установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации, осуществляющих деятельность на территории субъектов Российской Федерации.

    В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке теплоснабжения использовались: 

-сведения органов местного самоуправления и региональных органов исполнительной власти; 

-сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;  -данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке; 

-данные иных источников, предусмотренных Порядком проведения анализа рынка.

                                                          2. Временной интервал исследования

Временной интервал исследования рынка – 2019 год.

 

                                                         3. Продуктовые границы товарного рынка

     Продуктовые границы товарного рынка определялись в соответствии с Главой III Порядка проведения анализа рынка.

 Процедура выявления услуги, обращающейся на товарном рынке (определение продуктовых границ товарного рынка) включает в себя: 

-предварительное определение товара; 

-выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; 

-определение взаимозаменяемых товаров.

  В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

   Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 – 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

  Таким образом, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией потребителю произведенной или приобретенной тепловой энергии.

   В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение – обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; теплоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

   Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014), относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», классу 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», подклассу 35.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха». Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу и сбыт тепловой энергии.

  В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга по обеспечению конечных потребителей тепловой энергией (сбыт тепловой энергии). Товарами-заменителями могут являться приборы, устройства, которые могут использоваться для теплоснабжения конечными потребителями, а именно:

- приборы, вырабатывающие тепловую энергию с помощью солнечной энергии;

-приборы и устройства, вырабатывающие тепловую энергию с помощью электричества;

-приборы и устройства, вырабатывающие тепловую энергию с помощью газа (газовые котельные).

  Тепловая энергия – это энергия, характеризующаяся температурой и давлением веществ, участвующих в процессах преобразования и передачи энергии, а ее количественной мерой может служить термодинамический потенциал, т.е. энтальпия, теплосодержание веществ, используемых при преобразовании и передаче энергии. Количественной мерой тепловой энергии может служить также теплота, под которой понимается энергетическая характеристика процессов теплового взаимодействия термодинамических систем с окружающей средой при теплопередаче без совершения работы.

   Тепловая энергия отнесена законодателем к видам энергетических ресурсов. Прежде всего, необходимо уточнить понятие энергетического ресурса, который определяется как носитель энергии, используемый для хозяйственной деятельности, жизнеобеспечения.    В рамках данного определения можно установить, что тепловая энергия отвечает всем критериям, предъявляемым к энергетическому ресурсу:

- является носителем энергии;

-используется для хозяйственной деятельности, а также жизнеобеспечения.

Таким образом, для целей исследования товарного рынка, применяется понятие тепловая энергия.

                                                          4. Географические границы товарного рынка

    Анализ состояния конкуренции проводится в муниципальных образованиях Российской Федерации с населением более 100 тысяч жителей.

  Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

  Географическими границами рынка являются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии.          

   Анализ проводился по муниципальным образованиям РСО-Алания и административному центру РСО-Алания ( г. Владикавказ).

  Постановлением АМС г. Владикавказ №1777 от 02.08.2013, теплоснабжающей организации ОАО «Владикавказские тепловые сети» в границах муниципального образования г. Владикавказ присвоен статус Единой теплоснабжающей организации.

                                 5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

  В состав субъектов, действующих на рынке услуг теплоснабжения конечного потребителя включались теплоснабжающие, теплосетевые организации, в том числе единые теплоснабжающие организации и индивидуальные предприниматели осуществляющие:  -производство тепловой энергии и продажу конечному потребителю произведенной и (или) приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя;

- передачу и продажу конечному потребителю произведенной и (или) приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя (в том числе в случаях, если статус единой теплоснабжающей организации присвоен хозяйствующему субъекту, не осуществляющему производство тепловой энергии, а передачу по сетям).

  По всем перечисленным субъектам Северо-Осетинским УФАС России предоставляются сведения согласно таблице № 1.

 Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы:

- лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;

- организации, использующие тепловую энергию (теплоноситель) для приготовления горячей воды в целях дальнейшей поставки по централизованным системам горячего водоснабжения потребителям, в том числе для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

  Расчет объема рынка теплоснабжения за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей теплоснабжающих организаций и производителей тепловой энергии производился на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (Гкал).

Объем рынка теплоснабжения определялся как сумма объемов продажи (поставки) тепловой энергии, реализованной конечным потребителям.

Доля хозяйствующего субъекта на рынке теплоснабжения рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы (объем тепловой энергии), поставляемой данным хозяйствующим субъектом (конечному потребителю) на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка (рынка услуг по теплоснабжению).

Информацию представляется Северо-Осетинским УФАС России в соответствии с таблицей № 2.

  Установление размеров долей теплосетевых (теплоснабжающих) организаций в объёме рынка услуг по теплоснабжению обусловлено необходимостью совершенствования рынка тепловой энергии, в том числе в части определения статуса единой теплоснабжающей организации в отношении компаний, которые обладают значительными генерирующими мощностями и/или теплосетевыми активами, кадровым потенциалом и технической базой для обеспечения надежности и качества теплоснабжения.

  В рамках проведения анализа состояния конкуренции на рынке теплоснабжения не выявлено случаев перераспределения акций (долей) теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также смены собственников объектов теплосетевого хозяйства в целях приобретения статуса единой теплоснабжающей организации.

                      7-9. Определение уровня рыночной концентрации, определение барьеров входа на рынок, оценка состояния конкуренции на рынке теплоснабжения

      1. МО - Пригородный район РСО-Алания.

      с.Октябрьское:

      а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при: 70% ≤ 97% ≤ 100%;

      б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): 2000 ≤ 9409 ≤ 10000;


 

   

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

МУП «Коммунресурсы»

19547

 

97

высокий

9409


 

 

 2. МО – Правобережный район РСО-Алания г.Беслан:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при: 70% ≤ 65% ≤ 100%;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): 2000 ≤ 4225 ≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

ООО «Бесланспецсервис»

23700

65

высокий

4225

 

 

 

 

3. МО – Моздокский район РСО-Алания г.Моздок:

  а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при: 70% ≤ 89% ≤ 100%;

  б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): 2000 ≤ 7921 ≤ 10000;

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

МУП «Моздокские тепловые сети» Моздокского городского поселения

92995,707

89

высокий

7921

 

    4. МО – Ирафский район РСО-Алания

  а) коэффициент рыночной концентрации (CR1) – высокий – при: 70% ≤ 94% ≤ 100%;

  б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI): 2000 ≤ 8836≤ 10000

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество

тепловой энергии.

произведенной

хозяйствующим

субъектом, Гкал

Доля х/с,

%

CR

HHI

МУП ЖКХ Ирафский район

1569

94

высокий

8836

 

 

 

 

 

 

 

Файлы для скачивания

grafika_v_cvete.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.26 МБ