• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор состояния конкуренции на рынке сжиженного углеводородного газа

Общие положения

Обзор рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей (далее рынок) проводится в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Целью исследования является:

– оценка состояния конкурентной среды на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

– выявление и пресечение  нарушений антимонопольного законодательства.

 Законодательной и нормативной базой для данного заключения служат:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции»;
  • Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, зарегистрирован в Минюсте РФ 02.08.2010 № 18026 (далее – Порядок анализа рынка);
  • Общероссийский классификатор по видам экономической деятельности ОК 034-207 (КПЕС 2002) принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.20087г. №329-ст;
  • Информация, представленная в адрес Северо-Осетинского УФАС России от:

-  Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

-   хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке СУГ для заправки автомобилей на территории РСО-Алания.

Временной интервал

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее, чем один год.

        Временной интервал исследования определен периодом с 01.09.2015г. по 20.09.2016

Продуктовые границы товарного рынка

Согласно Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и приложения к нему к опасным производственным объектам относится, в том числе использование, хранение воспламеняющих, окисляющих, горючих  в взрывчатых веществ. А также использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 мегапаскаля. По этим критериям к категории опасных производственных объектов относится эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.

      Автозаправочные станции, на которых предусмотрена заправка транспортных средств сжиженными углеводородными газами и (или) жидким моторным топливом, относятся к опасным производственным объектам по признаку хранения соответствующих опасных веществ.

     Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в том числе эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Согласно Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных  производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008г. №599, лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов включает в себя деятельность по эксплуатации газозаправочных станций.      Эксплуатация газозаправочных станций это в том числе услуги, по розничной реализации сжиженного нефтяного газа для всех категорий потребителей через розничные газозаправочные станции.

 

     Для заправки автомобилей используется сжиженный углеводородный газ  (СУГ), производимый    преимущественно из попутного нефтяного газа. СУГ получают как продукт переработки нефти  на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа. СУГ представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.

Состав СУГ для заправки автомобилей регламентируют ГОСТ 27578-87 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта. Технические условия» и ГОСТ 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия» распространяется на углеводородные сжиженные топливные газы, применяемые в качестве топлива для коммунально-бытового потребления, моторного топлива для автомобильного транспорта, а также в промышленных целях. Оба ГОСТа предусматривают две марки СУГ: зимнюю – ПА (пропан автомобильный) и летнюю – ПБА (пропан-бутан автомобильный). В марке ПА содержится (85±10)% пропана, в марке ПБА – (50±10)% пропана, остальное бутан и не более 6% непредельных углеводородов.

Зачастую на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС) используется также СУГ по  ГОСТ 20448-90 «Газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления. Технические условия» (ОКП 02 7236 0102 – смесь пропана и бутана техническая (СПБТ).

        Сжиженный газ для заправки автомобилей является невзаимозаменяемым.

         На основании вышеизложенного продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с методическими указаниями будут являться – сжиженный углеводородный газ для заправки автомобилей.                      

  Географические границы

При проведении обзора состояния конкуренции на рынке сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей географические границы определены границами субъекта Российской Федерации - Республика Северная Осетия-Алания.

Состав хозяйствующих субъектов

        В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

        В качестве продавцов на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта выступают хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на указанном рынке СУГа, а в качестве покупателей выступают юридические и физические лица, пользующиеся услугами продавцов. В результате проведенного анализа в  вышеуказанных географических границах было установлено, что в период с 01.09.2015г. по 20.09.2016г. деятельность на рынке СУГ для заправки автомобильного транспорта осуществляли 19 хозяйствующих субъектов. Оптовую и мелкооптовую реализацию СУГ на территории РСО-Алания осуществляют ряд хозяйствующих субъектов. Розничную реализацию СУГ на территории Республики Северная Осетия-Алания осуществляли 41 АЗС (АГЗС), принадлежащие хозяйствующим субъектам на правах собственности, аренды или на иных правах.

                                                                                                            

          Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

        Расчет общего объема товарной массы в обороте за период 01.09.2015г. по 20.09.2016г. в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка осуществлялся на основании показателя объема реализации, как сумма объемов продаж сжиженного углеводородного газа хозяйствующими субъектами, действующими на рынке.

Общий объем рынка сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта в границах РСО-Алания в период с 01.09.2015г. по 20.09.2016г.  составил 25633868,69 л.

Доля каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывалась, как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка. (таблица 1).

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, проведенный на основании общего объема реализации сжиженного газа всеми участниками рынка, выявил доминирующее положение ООО «Газэнергосеть-Алания» по розничной реализации СУГа с долей 64,1 % .

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Уровень концентрации товарного рынка определен на основании индекса рыночной концентрации  Герфиндаля – Гиршмана.

Расчетные значения индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана для исследуемого товарного рынка услуг в натуральном выражении превышают значение 2000, что в свою очередь свидетельствует о том, что  товарный рынок сжиженного углеводородного газа для заправки автомобилей в Республике Северная Осетия-Алания относится к высококонцентрированному типу рынков с неразвитой конкурентной средой.

 

Определение барьеров входа на товарный рынок

В соответствии с разделом VIII Порядка при обследовании рынка была произведена оценка наличия и преодолимости барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

К барьерам входа на обследованный товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (на строительство АГЗС).

- более низкий уровень потребительского спроса на СУГ в качестве моторного топлива по сравнению с автомобильными бензинами или дизельным топливом. Причиной этого является необходимость переоборудования автотранспортного средства и адаптации ёмкости для хранения (топливного бака) и системы подачи топлива в двигатель внутреннего сгорания под физико-механические особенности агрегатного состояния (сжиженного или сжатого) используемого газа, т. е. необходимость установки специального газобаллонного оборудование (ГБО), сопряженная со значительными затратами;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- условия лицензирования отдельных видов деятельности;

- стандарты и предъявляемые к качеству требования

Анализ существующих барьеров позволяет сделать вывод о том, что для потенциального продавца возможность стать полноценным участником рынка ограничена первоначальными затратами, сроками окупаемости, получением земельных участков.

 Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

По итогам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке реализации сжиженного углеводородного газа для заправки автотранспорта в Республике Северная Осетия-Алания не достаточно развита.

Основные объемы реализации СУГа, по прежнему сконцентрированы всего лишь у нескольких хозяйствующих субъектов.

 

ВЫВОДЫ:

Конкуренция на рынке розничной реализации СУГа для заправки автомобилей в Республике Северная Осетия-Алания развита в основном среди наиболее крупных участников товарного рынка.

Несмотря на ввод в эксплуатацию новых АГЗС, основные объемы реализации СУГа по-прежнему сконцентрированы у нескольких хозяйствующих субъектов.

.