Антимонопольное законодательство совершенствуется

Поправки касаются законов «О защите  конкуренции», «О естественных монополиях», «О приватизации государствен­ного и муниципального имущества», Кодекс об административ­ных правонарушениях, Уголовный кодекс и некоторых других.

Основными целями антимонопольного пакета, по словам Б.М. Джиоева, являются: развитие конкуренции на товарных рынках; совершенствование принципов контроля деятельности монополий; минимизация правовых рисков бизнеса.

С принятием третьего антимонопольного пакета заверша­ется реформа по совершенствованию антимонопольного зако­нодательства. Реализация пакета позволит внедрить в систему антимонопольного регулирования лучшие зарубежные прак­тики, связанные с пресечением картелей, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

 

 

ОСНОВНЫЕ НОВЕЛЛЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПОПРАВКАМИ

 

  1. Требований и нормы  при  определении монопольно высокой  цены

 

Проблема монопольно высоких цен на товары для России является особенно актуальной в связи с тем, что огромное ко­личество отраслей экономики находится в монопольном со­стоянии. Вопросы, какую цену считать монопольно высокой, а какую нет, являются самыми дискуссионными. Многие потре­бители, которым цена не  нравится, могут назвать ее монополь­но высокой.

В третьем антимонопольном пакете появились требования и нормы, гласящие, что при определении монопольно высокой цены антимонопольный орган обязан определяться относи­тельно мировых цен, общепризнанных мировых индикаторов на глобальных рынках, должны учитывать результаты бирже­вых торгов, все больше и больше использовать так называемый «метод сопоставимых рынков», который приходит на смену «ме­тоду себестоимости».

 

2 Параллельные и согласованные действия

 

Выработаны четкие критерии, по которым можно отличить просто параллельные действия на рынке, вызванные общими для всех условиями, от согласованных действий.

При определении согласованных действий квалифицирую­щим признаком является распространение информации, за ко­торой следует правонарушение.

Теперь запрещенные согласованные действия разделяют­ся на две части в зависимости от того, требуется ли установить факт ограничения конкуренции. Признаются согласованными действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом  поведении не рынке. 3

Уголовная ответственность за согласованные действия ис­ключается. Для хозяйствующих субъектов, участвующих в со­гласованных  действиях, вводится минимальная доля товарного рынка - 20%. Запрет на согласованные действия отныне не рас­пространяется на хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц или контролируемые одним лицом.

 

 3 Правила недискриминационного доступа на рынки

 Установлены дополнительные критерии для включения в Правила недискриминационного доступа на рынки, а также в отношении товаров (услуг) естественных монополий. Они на­правлены на повышение уровня доступности информации для потребителей, определение условий доступа к товарам и услу­гам естественных монополий, применение типовых договоров.

 

      4 Преференции

Согласно разъяснению ФАС России «предоставление го­сударственных или муниципальных преференций может осу­ществляться как в форме передачи имущества определенной стоимости, так и в форме освобождения от арендной платы за переданное имущество на определенную сумму, а также в форме предоставления льгот по арендной плате при передаче имущества в аренду - например, снижения арендной платы на определенную сумму».

    Что касается вопроса о полномочиях региональных и му­ниципальных властей, то согласно поправкам ФАС России  стремится вернуть органам исполнительной власти субъектов и местного самоуправления право для того, чтобы они могли принимать решения о преференциях, но при этом правила пре­ференций в третьем антимонопольном пакете ужесточаются. За ФАС будет сохранена жесткая контрольная функция. Из ор­гана согласования, которым ФАС являлась, она превратится в контрольный орган.

     То есть глава республики, к примеру, сам будет принимать решения о преференциях, но будет нести административную ответственность за нарушение правил по предоставлению этих самых преференций, включая опасность дисквалификации по судебному решению. Также будет быстрее протекать процесс предоставления преференций, например, общественным, ре­лигиозным организациям, союзам, которые сами не занима­ются коммерческой деятельностью, а по статусу являются либо общественными организациями, либо организациями третьего некоммерческого сектора.

 

МЕХАНИЗМ ОТКРЫТОЙ ПРОДАЖИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

В третьем антимонопольном пакете вводится механизм открытой продажи государственного имущества. На специ­альном сайте можно увидеть все, что закупается российским государством, органами местного самоуправления, и сложить свое мнение о том, насколько чиновникам необходимы некото­рые вещи.

Также у нас есть сайт www.torgi.gov.ru, на который необхо­димо вносить все без исключения оферты, т.е. информацион­ные сообщения по продаже государственного имущества. Этот сайт сегодня находится в ведении Министерства экономиче­ского развития РФ. В антимонопольном законе должна быть прописана общая процедура продажи любого имущества.

 

5 Уголовная ответственность

Сужается сфера уголовного преследования, ограничивае­мая только картелями. До сих пор существовал очень большой разбег по санкциям. За нарушения антимонопольного закона санкции составляют от одного до 15 процентов годового обо­рота. Третий пакет поправок вносит в закон четкую градацию санкций, смягчающих и отягчающих ответственность обстоя­тельств, которые позволят юридически четко определять санк­цию в каждом конкретном случае.

     Статьей 178 Уголовного кодекса РФ сегодня предусмотре­на уголовная ответственность за наиболее опасное антимоно­польное правонарушение и преступление - создание карте­лей. За их создание уголовная ответственность установлена во всем мире.­

 

6 Административное законодательство

 

Здесь вводится целый ряд дополнительных составов право­нарушений. Например, за то, что государственные заказчики не размещают у малого бизнеса свои товары. Эта ответственность вводится более четко, нежели это было сделано прежде. Сейчас есть норма, гласящая о том, что любой государственный заказ­чик должен разместить у малого бизнеса до 10-20% государ­ственного заказа. За то, что государственные заказчики не раз­мещают у малого бизнеса свои товары. Есть несколько очень важных юридических уточнений, способных помочь в закрытии некоторых лазеек, через которые «убегают» недобросовестные заказчики.

Также в Кодексе об административных правонарушени­ях (КоАП РФ) определяются такие понятия, как смягчающие и отягчающие обстоятельства. Теперь при назначении штрафа ФАС будет пользоваться простой математикой: за установле­ние монопольно высокой цены или участие в картельном сго­воре будет назначаться половина от максимально возможного штрафа (от 1 до 15% оборота компании). При наличии смягчаю­щих обстоятельств штраф будет уменьшаться на 1/8, при нали­чии отягчающих обстоятельств - увеличиваться на 1/8.

В заключение пресс-конференции Б.М. Джиоев призвал «не бояться ни третьего антимонопольного пакета, ни Федераль­ной антимонопольной службы. Следует просто добросовестно исполнять закон. Если говорить о тенденциях, то внесенные в законодательство поправки делают бизнес свободным от нас самих и в большей степени создают трудности для государ­ственных служащих, которые распоряжаются государственны­ми ресурсами от имени народа. Для них это будет наказание, и через этот пакет к ним будет повышена требовательность. Ведь третий антимонопольный пакет существенно ужесточает ответ­ственность для чиновников, которые нарушают свободу пред­принимательства».

 

 

 

                                                                                                                                 Раиса ЦАЛЛАГОВА