ПРЕСЕЧЬ КАРТЕЛЬНЫЙ СГОВОР - В ЭТОМ ОДНА ИЗ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РСО-Алания

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Рост/снижение цен на авиаперевозки, бензин, лекарственные препараты, продукты первой не­обходимости - эти темы не озву­чиваются без эпитета "злобод­невные". Отдельной строкой в обозначенном списке - отключе­ние газа. Отсутствие в домах го­лубого топлива еще можно как-то пережить в летнее время, но в разгар зимы - это уже слишком. Именно такому испытанию были подвергнуты жители Правобе­режного района: в зимнее вре­мя ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" прекратила подачу газа МУП "Металлист" г. Беслан. По данному факту Северо-Осетинское Управление ФАС возбу­дило дело против газовиков. Но обошлось без предписания: к моменту вынесения решения поставка газа была возобновле­на.

      Однако не всегда монополис­ты "идут на мировую". Иной раз их действия приходится обжало­вать в судебном порядке, и нет никаких гарантий, что наруши­тель признает свою вину. Имен­но так произошло с монополис­тами в области связи. УФАС воз­будило в отношении 000 "ЮТК" два дела: связистам вме­нялся в вину отказ выдачи техни­ческих условий на прокладку ка­беля для подсоединения мест­ных операторов связи 000 "Иртелком" и 000 "Твинго" к опе­раторам магистральной связи 000 "Росттелеком" и 000 "Синтера" для оказания более дешевых услуг Интернет связи. В настоящий момент два пред­писания, выданные по итогам рассмотрения дел 000 "ЮТК", находятся  в  стадии  судебного разбирательства.

   Увы, зачастую "накрутка" на стоимость тех или иных услуг происходит благодаря особен­ностям российского законода­тельства. Так, Северо-Осетинское УФАС проводит антимоно­польное расследование по трем делам, два из которых - по пово­ду действий нашего аэропорта: по мнению заявителей, он уста­навливает необоснованно завы­шенные цены на обслуживание. А это, в свою очередь, влечет повышение цен на билеты. Одна­ко далеко не факт, что имеет место расхождение с буквой за­кона. По словам представителей авиакомпаний,  в определенные периоды спрос на авиабилеты значительно повышается, что приводит к быстрой реализации билетов дешевых подклассов. В связи с чем, соответственно, пассажиры вынуждены приобре­тать оставшиеся в реализации более дорогие билеты. Есть и еще один юридический казус: в соответствии с воздушным ко­дексом РФ плата за воздушные перевозки пассажиров устанав­ливается самими перевозчика­ми, а лимитов цен на авиабиле­ты по классам и подклассам для воздушных перевозчиков буквой закона не установлено. Тем не менее, УФАС продолжает рабо­ту по авиаперевозкам, в том чис­ле и по поводу непредставле­ния слотов новым авиакомпани­ям, изъявившим желание "засве­титься" на нашем рынке. Таким образом, не исключено "перек­рытие крана" потенциальным конкурентам, работа которых неизбежно снижает стоимость перелетов.

    Кстати, о конкуренции. Чем больше "игроков" на российском экономическом "поле", тем ни­же цены. Монополисты это прекрасно знают и всячески пре­пятствуют появлению на рынке очередных конкурентов.

Вот и в случае с так называемым "аукционом", в котором приняли участие 8 компаний, работающих на рынке фарма­цевтических услуг. Предмет аукциона был поделен на 25 лотов, а его участники должны были соперничать за заключе­ние госконтракта. Однако "со­перники" оказались на удивле­ние покладистыми, предвари­тельно договорившись о том, кто станет победителем торгов по тому или иному лоту. В ре­зультате сговора участники открытого аукциона дружно поддержали максимально вы­сокие цены, заставляя потре­бителя при ознакомлении с ценниками в аптеке судорожно искать в кармане валидол. Осу­ществление согласованных действий по лотам открытого аукциона привело к заключе­нию госконтрактов на общую сумму 10 млн 571 тыс. 342 рубля, при этом сумма эконо­мии бюджетных средств в ходе аукциона составила 1 млн 014 тыс. 56 рублей. Таким обра­зом, заключение госконтрактов повлекло неэффективное рас­ходование бюджетных средств, - убеждены в Управлении Фе­деральной антимонопольной службы РСО-А. Исходя из это­го, Управление выдало хозяй­ствующим субъектам 8 предпи­саний. Тем не менее закон­ность вынесенного решения и выданных предписаний антимо­нопольной структуре предстоит еще отстаивать в судах.

   Что касается вопроса о кар­тельном сговоре, то для пресе­чения такого рода нарушений необходима оперативно-розы­скная деятельность. Подобны­ми полномочиями Северо-Осетинское УФАС России не обла­дает. Осуществлять такую дея­тельность антимонопольный орган имеет право только сов­местно с прокуратурой и МВД.

      Еще один пример из этого же ряда - направленные на ограничение конкуренции согласованные действия семи компаний, осуществлявших оптовый закуп нефтепродуктов. Жители республики прекрасно помнят о том, как вдруг в одночасье на владикавказских АЗС установилась одна и та же цена на топливо. Естественно, завышенная. У компаний не нашлось доказательств того, что причиной одновременного установления розничных цен на бензин и дизтопливо стали объективные экономические предпосылки. Казалось бы, картельный сговор налицо.  Но судебные органы не усмотрели в этом деле каких-либо согласованных действий, попеняв антимонопольной структуре на недостаточное изучение рынка. Суд апелляционной инстанции практически продублировал решение Арбитражного суда РСО-А. И только в суде кассационной инстанции Северо-Осетинскому УФАС России удалось указать на те факты, которые не были изучены судами первой и второй инстанций и добиться возвращения дела на новое рассмотрение. Остается надеяться, что 12 томов доказательств, представленных в обоснование доводов антимонопольного Управления, на этот раз будут восприняты Арбитражным судом РСО-А как свидетельство о согласованных действиях, и компании все-таки заплатят штрафы         (5 млн 63 тыс. руб.), наложенные антимонопольным ведомством за нарушение антимонопольного законодательства.

       Ликвидацию конкурентов как класс пытаются осуществить не только отдельные предприниматели, но и... органы государственной власти. По словам руководства УФАС, владикавказская мэрия предоставляла муниципальное имущество в аренду без проведения конкурсных процедур. Нарушения подобного рода совершались, и различными муниципальными заведениями: в общей слож­ности Управлением пресечено 29 фактов незаконного предос­тавления в аренду муниципаль­ного имущества. Сотрудника­ми УФАС также возбуждены де­ла в отношении различных ор­ганов госвласти, проводивших отбор организаций для предос­тавления различных финансо­вых услуг без проведения кон­курсных процедур. Согласно предоставленной информации, в списке нарушителей - Минис­терства промышленности, об­разования, социальной защиты и труда, инвестиций, имущест­венных отношений, экономи­ческого развития, сельского хо­зяйства, а также Управление федеральной миграционной службы и Фонд обязательного медицинского страхования. В результате за нарушения анти­монопольного законодатель­ства Северо-Осетинским УФАС возбуждено 81 административ­ное дело, вследствие чего на­ложены штрафы в общей слож­ности на сумму 197 млн 819 тыс. 500 рублей. Увы, уплачена из них лишь пятая часть - 38 млн 591 тыс. 500 рублей.

    Разумеется, не был обойден стороной и вопрос ценообразо­вания на продукты первой не­обходимости. По итогам мони­торинга УФАС РСО-А сделало вывод, что на отдельные виды продовольствия в течение 30 календарных дней подряд роз­ничные цены увеличились на 30%. То есть, по одному про­центу в день. В связи с этим Управление адресовало Прави­тельству Северной Осетии предложение обратиться в Ми­нистерство экономического развития РФ для введения пре­дельных розничных цен на кар­тофель и куриное яйцо.

 

                                                                                                                                                       ПЕТР ТИТОВ