Метод «альтернативной котельной» позволяет инвестору с уверенностью смотреть в будущее

Он и региональные власти просчитывают изначально затраты и вложения, необходимые для модернизации инфраструктуры, после чего регулятор устанавливает долгосрочный тариф на 10 лет и более

Актуальность реформирования отрасли теплоснабжения в настоящее время не ставится под сомнение ни одним из участников этого процесса. Та идеология, которую выбрало и реализует государство, является объективной и необходимой. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев на круглом столе «Новая модель рынка тепла: вызовы и решения для городов Сибири» в Красноярске. Организатором мероприятия стала газета Ведомости.

«Новая модель функционирования рынка тепла предусматривает кластер взаимосвязанных направлений работы: развитие конкуренции, особенности антимонопольного надзора к деятельности единых теплоснабжающих организаций (ЕТО) и применение метода «альтернативной котельной», эталонный подход к изменению тарифной политики в коммунальном секторе, контроль соблюдения предельного индекса платы граждан», - уточнил Виталий Королев.

Замглавы ФАС отметил, что законом об «альтернативной котельной» внедрена отдельная статья, регламентирующая антимонопольный контроль в сфере теплоснабжения. В соответствии с Законом о защите конкуренции ЕТО являются хозсубъектами, занимающие доминирующие положение. Они одновременно осуществляют функции диспетчирования в централизованной системе теплоснабжения, единого закупщика и функцию сбыта.

«Такая организация должна понимать, что за ней ведется особый и внимательный контроль. Отмена жесткого тарифного регулирования требует усиления рыночного и антимонопольного надзора, - указал Виталий Королев. – Практика ФАС за 2018 год показала подтверждение и необходимость включения отдельной антимонопольной статьи в Закон о теплоснабжении».

Затем он привел примеры внедрения метода «альтернативной котельной». Так, распоряжением Правительства РФ город Рубцовск отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. Между Администрацией города Рубцовска и АО «Рубцовский теплоэнергетический комплекс» заключено предварительное соглашение об исполнении схемы теплоснабжения, в соответствии с которым в качестве существенного условия определено, что цена на тепловую энергию в этом муниципальном образовании будет увеличиваться ежегодно в пределах роста индекса потребительских цен.

«Важно, что инвестор и потребители будут знать заранее размер стоимости услуги по теплоснабжению в долгосрочной перспективе. Это позволит обеспечить предсказуемость тарифных решений», - подчеркнул замруководителя службы.

Кроме того, ФАС России согласовала предложение Минэнерго России по совместному обращению Администрации р.п. Линево и ООО «Сибирская тепло-энергетическая компания» об отнесении этого муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.

Следующим направлением работы совершенствования отрасли являются принятые правила недискриминационного доступа к системам теплоснабжения. Как отметил замруководителя антимонопольной службы, использовав большой и положительный опыт сферы электроэнергетики, где правила работают с 2004 года, ФАС России разработала усовершенствованные положения и для рынка тепла. Они были утверждены постановлением Правительства РФ в июле этого года. Правила предусматривают упрощение действующей процедуры подключения к системам теплоснабжения, повышение открытости и прозрачности формирования платы за подключение, урегулирование отношений со смежными организациями.

«Благодаря принятому постановлению участники рынка смогут преодолеть возникающие проблемы в процессе подключения к системам теплоснабжения, такие как долгое ожидание технологического присоединения, отсутствие гарантии результата, избыточные требования документов», - сказал Виталий Королев.

Продолжая свое выступление, замглавы ФАС заявил, что разница тарифов на тепловую энергию по регионам составляет 6,7 раза. По мнению антимонопольного ведомства, такую ситуацию может разрешить внедрение эталонного принципа в коммунальном секторе. Виталий Королев указал, что органами власти сейчас ведется работа в этом направлении.

«Эталон позволил бы исключить тарифную дискриминацию, не повышать тариф там, где он выше «эталонного», а разницу направить на замену или модернизацию оборудования, а также индексировать тарифы, которые ниже эталона, по принципу «инфляция минус», - отметил представитель ФАС.

В заключительной части своего доклада замглавы службы затронул тему контроля индекса платы граждан.

«На протяжении последних лет количество муниципальных образований, в которых выявлены превышения предельных индексов, сократилось в 3 раза: в 2016 году - 1 423, в 2017 году - 826, в 2018 году - 498. ФАС предлагает оставить в качестве оснований для превышений только инвестиционные программы и концессионные соглашения, поскольку именно их реализация приводит к обновлению коммунальной инфраструктуры и повышению качества предоставляемых услуг», - резюмировал Виталий Королев.