Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания Правительства

О состоянии конкуренции в Российской Федерации.
 
 
И.Артемьев: Сегодня Правительство на заседании рассмотрело уже 12-й ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Мы в соответствии с законом о конкуренции каждый год представляем Правительству наш доклад. И, что ценно, Правительство по этому докладу, в котором поднимаются достаточно нелицеприятные темы, связанные с большим количеством недостатков в сфере развития конкуренции, принимает действенные меры.
 
В этом году у нас довольно позитивный доклад, потому что создана достаточно серьёзная основа, достаточно прочный фундамент развития конкуренции в нашей стране.
 
Во-первых, это указ Президента, вышедший в прошлом году, – документ стратегического планирования, который утвердил Национальный план развития конкуренции в России. Это впервые было сделано за всю нашу историю. В связи с этим указом Президента Правительство приняло огромный, гигантский план – по 18 отраслям (от образования до рынка газа, угля, машиностроения и так далее), которым утверждено более 180 конкретных действий (подчёркиваю, абсолютно конкретных действий) по развитию конкуренции в стране.
 
Кроме того, прошло заседание Государственного совета во главе с Президентом, по результатам которого были даны поручения всем субъектам Российской Федерации. Мы объехали 90% субъектов, каждый регион выбирает себе наиболее подходящие для него направления развития конкуренции. В целом обычно таких направлений бывает около 40, которые каждый регион себе выбирает. Понятно, что у каждого региона своя специфика.
 
Всё это в совокупности создало очень хорошую, позитивную ауру. И мы говорим, что в стратегическом смысле Правительство перешло от охранительной функции конкуренции – в лице ФАС, судебной системы, правоохранительных органов – к собственно мероприятиям по развитию конкуренции. Это совершенно другая история, и это говорит о том, что приоритеты очень сильно поменялись. Это очень позитивный отклик вызывает и у бизнеса, и у граждан, потому что в конечном итоге развитие конкуренции – это инновации, это более низкие цены, это больший сервис услуг и большее разнообразие соответствующих услуг и товаров. Об этом, в том числе, мы сегодня говорили.
 
Важные события, которые премьер-министр сегодня отметил, – это отмена национального роуминга и отмена внутрисетевого роуминга. Это большая победа. Вы знаете, что ФАС занималась этим семь лет.
 
Кроме того, мы подчёркиваем, что на целом ряде рынков сохраняется огромное и ненужное государственное участие, что по-прежнему малый бизнес развит достаточно слабо, что в системе государственного заказа существует много недостатков и малый бизнес получает мало государственных заказов. Что по-прежнему существует засилье ГУПов и особенно МУПов (муниципальных унитарных предприятий), которые мешают развиваться малому бизнесу в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, и в некоторых других.
 
Я вместе с коллегами из ФАС 10 лет добивался того, чтобы были приняты эти акты, по которым дальше страна будет жить. Сейчас они приняты. И в этом качественное отличие нашего 12-го доклада от 11-го, 10-го, 9-го. Теперь нужно их исполнить. Нужно исполнить указ Президента и Национальный план по развитию конкуренции, нужно исполнить 18 отраслевых карт, нужно неуклонно это делать на уровне регионов. В совокупности всё это может нам дать очень существенный прорыв.
 
Когда-то Япония и Корея продемонстрировали совершенно невероятный скачок в области эффективности, конкуренции, а потом вышли с гигантскими возможностями на мировые рынки. Это было «японским чудом», «корейским чудом». А началось всё с того, что были приняты программы демонополизации и развития конкуренции. Они привели к этому экономическому чуду. И Россия может повторить успех этих стран. Мы бы очень этого хотели.